се мы, геймеры - конечно, ждали игру "тринадцать" уже давно. Потому что все мы любим шутеры от первого лица. Потому что шутеры от первого лица в чем-то уже достали своей похожестью друг на друга. Потому что XIII обещала внести в этот мир нечто необычное.
C месяц назад мы получили мультиплейерную демку - в которую можно было играть через Интернет.
Это было оригинально - но, честно говоря, впечатляло не слишком. Вышедшая же на днях полная версия (возможно, относительно полная - мы играем с двух компактов, а оригинальный вариант занимает четыре) - увы, только усугубила ощущения неудачи :( За то, чтобы играть в XIII, обеими руками голосуют ее графика и звук - за то, чтобы не играть, практически все ее остальные компоненты.
Причем графика берет конечно больше оригинальностью, чем точностью. Пожалуй, именно эта игра воспринимается как оживший комикс больше чем другие проекты сделанные в "мультяшной" технологии (к примеру Gungrave или Sly Cooper на PS2). К этому ведет и нарочитая стилизация персонажей под манеру комиксового рисования и более грамотно выполненный пейзажный синтез - потому что, увы, пейзаж даже в cel-shading мире не может состоять только из линий и раскраски, неминуемо приходится сочетать их с трехмерными элементами.
Наблюдать за "живыми картинками", которыми являются друзья и враги в этом мире - очень любопытно, участвовать в боевом интерактиве с ними - забавно. Непривычно четкие формы, однородные текстуры - эти ощущения проще понять со скриншотов, но вся необычность сама по себе поддерживает интерес к происходящему: несмотря на то, что помещения постоянно похожи сами на себя, противники так вообще вылитые клоны, а "мультяшная анимация" постоянно тяготеет к формированию статичной, а не живой картинки - все время хочется узнать, "а что же там будет дальше?".
К тому же все эти забавные "ТА-ТА-ТА", иллюстрирующие раздающийся звук автоматных очередей, огромные "BOOOM", возникающие над взрывами гранат и базучьих ракет - замечательные совершенно уходы в "расплывчатый черно-бел" (или даже в черно-монохром - что происходит во время сцен воспоминаний и напоминает дешевые приемчики арт-кино).
Расплывания и размазывания - как бы противопоставляемые изумительной четкости линий "исходной" картинки. Очень комиксово ощущаются "мини-картинки"-накладки, то и дело возникающие поверх основного экрана - они иллюстрируют происходящее "на заднем плане" или "вдалеке": мобилизующихся врагов там или удачное убийство с падением тела с высоты.
Короче говоря, заигрывания с восприятием завершаются полной над ним победой - за это стоит поблагодарить еще и прелестные мелодии, как нельзя лучше соответствующие духу игрыю И конечно, замечательные звуковые эффекты, реально оживляющие до состояния удовольствия (благо неплохо отработаны "эффекты попадания") довольно невзрачное на вид оружие.
Оружия в игре много, но оно довольно классическое для "реалистичного боевика" - хотя временами встречаются довольно забавные игрушки, вроде снайперского арбалета, бьющего на невероятные расстояния не только по прямой, но даже и в высоту :) Есть и забавные игрушки-гаджетерия - отмычки там, или забавный бэтменский приборчик - выстрелив кошкой, можно зацепиться за определенные места, а затем активировать моторчик, призванный поднять вас или спустить, при этом можно раскачиваться, прямо как человек-паук :)
Есть тут и вездесущая броня с аптечками - причем аптечки нужно активировать вручную, что требует некоторого времени и точно уж прекращения огня. Зато собирает всевозможные предметы герой совершенно автоматически - достаточно просто пробежать поблизости. На этом, пожалуй, и заканчивается все хорошее, что можно сказать об этой игре.
А плохое заключается в том, что сильный, по настоящему оригинальный скелет - не смогли одеть достойной плотью контента. Возьмем тот же сюжет: ваш герой оказывается вовлеченным в банальнейшую, заезженную за много лет до того передрягу: он потерял память, и всех намеков на его прошлое у него татуировка "XIII" на груди да ключ от банковского сейфа. Как ни забавно, но память начинает к нему возвращаться сама по себе, в виде "движковых сцен" (обычно ничего не помнящие герои в кино как-то собирают о себе все же информацию по крупицам). Первая такая сцена приходит к нему уже на берегу моря (Брайтон-Бич, кстати), откуда его вытаскивает прекрасная блондинка-спасательница. Несмотря на то, что в воспоминаниях фигурировало штормовое и даже кажется ночное море, а сейчас тихое спокойное утро - плохие, охочие до вашей шкуры парни оказываются в районе медпункта уже прямо во время звонка врачу, при этом прекрасная блондинка гибнет от автоматной очереди, а вы находите неизвестно что делающий в медпункте пистолет (хотя владеете и "подручным оружием" - метательными ножами, "метательными обломками стекла", пепельницами, стульями, даже лопатами и швабрами. Ну а отобрав у трупа автомат (у них все можно отбирать, а еще можно из прятать) - и даже, кажется, обнаружив в подсобке по соседству бронежилет - вы без труда, конечно, пробьетесь к ближайшей автостоянке через кучу гадов, вооруженных всевозможным оружием, и поддержанных лодками и пулеметооснащенными вертолетами. Тут, кстати, проявится неприятное правило игры - как бы не была насыщена эмоционально обстановка, как бы обстоятельства не диктовали - беги!, скорее! - на самом деле, перебив врагов в текущей сублокации, можно спокойно идти пить кофе безо всякой паузы хоть на полчаса - на экране ничего не изменится. Жесткая скриптованность предельно прямолинейных уровней без реального прессинга по времени - вот суровая реальность.
Резюме - игра, обращающая на себя внимание чрезвычайно оригинальной формой, но не предлагающая в содержании ничего, кроме затасканного набора штампов. Познакомиться с ней интересно почти каждому геймеру, но пройдут ее до конца очевидно только самые верные поклонники жанра, которые жить не могут без того, чтобы каждый день по часику-другому не пострелять в виртуальных людей. Или самые любопытные, или любители прямолинейных и полностью понятных игр, ненавидящие в шутерах сложность и глубину.
Скриншоты