Кто-то покупает трубку в салоне связи, платя немалые деньги, но получая нетронутый новый товар и гарантии сервисного обслуживания. Кто-то не боится приобретать б/у мобильники, хорошо выигрывая в цене. А кто-то (в России и странах Европы реже, а вот в США, Канаде, Японии, Корее) приобретает телефон в офисе оператора сотовой связи.
Цена в этом случае минимальна (на "топовые" модели раза в два ниже официальной цена, а бюджетные порой и вовсе отдают бесплатно), но зато абонент "связывается" констрактом пользоваться услугами именно этого одного оператора в течение 1-2 лет. Телефон в этом случае он получает "залоченный" (заблокированный для работы только с одним оператором связи).
Впрочем, что-то наше вступление затягивается. Задам вам один простой вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему цена одной и той же (новой!) модели телефона в специализированном магазине ("Связной", "Евросеть" и т.п.) и рыночном киоске порой отличается на 20-30%? И какая связь цены со словом «серый», ставшим притчей во языцах?
Официальный салон связи
Киоск "купим сотовые дорого"
Если вы очередной раз решили обновить телефон, но хотите сделать это с умом, не полагаясь на «авось», данный материал поможет вам сориентироваться в критериях выбора трубка.
Итак, как известно в России мобильные телефоны в больших количествах не клепают (какие-то компании пытаются, но без особых успехов). А значит сотовые для нас - почти на 100% импортный товар. Как и любой импорт, телефоны попадают к нам из-за границы. В основном из стран, где производство бытовой электроники поставлено на широкую ногу. В частности, это Китай, в котором расположены основные мощности западных и японских производителей электроники, а также Тайвань, Малайзия, Турция, Венгрия, Германия, Польша, Швеция и Финляндия.
К слову, глобализация не имеет границ, поэтому настоящего "финна" или "немца" в наших салонах связи найти не так уж и просто, в основном мы носим в карманах "европейцев по национальности", "выросших" в Азии. Разве что Nokia не роняет планку качества, так что на ее мобилках чаще можно прочесть "Made in Finland (Germany, Hungary, Romania)".
В нашей стране, в связи с её обширностью, есть территории, население которых имеет прямой доступ к продукции стран-производителей. Например Санкт-Петербург и область пользуются близостью Финляндии, откуда привозится настоящее финское качество. Хоть такие телефоны и не обслуживаются в СЦ на территории России, но опять-таки, пользуясь близостью Финляндии, наши туристы их там без проблем по гарантии ремонтируют.
Похожая история - и с городами в азиатской части России. Правда, там есть своя специфика. В Китае, как известно, живут мастера, способные "склепать" подделку, очень похожую на модель любой марки. Обзор таких трубок на Mobime мы как-то уже делали. "Суррогатные" мобилки, как правило, имеют большие сенсорные экраны, специальное китайские ПО (совсем не похожее на таковое у оригинальной модели и с ужасающей русификацией) и слоты под две сим-карты. Говорят, во Владивостоке такие трубки чуть ли не у каждого второго. У нас они меньше распространены и тем обиднее - продавцам порой удается "впаривать" не самым "продвинутым" в мобильной технике людям эти подделки, выдавая из за оригиналы - конечно, и по "оригинальным" ценам. А люди потом удивляются - почем новая "нокиа" сломалась через месяц и почему ни один сервис-центр не желает ее ремонтировать.
N95 - поддельная (слева) и оригинальная (справа)
Еще пара китайских подделок Nokia N95
Поддельная Nokia 5200 - почти как оригинал
Китайская N73 - тоже очень похоже
"Элитные" Nokia из "Чиная"
Ну да ладно. Со странами-экспортёрами мы разобрались, про подделки предупредили. Поговорим об одном из каналов появления на нашем рынке "серых" трубок. Но сначала предисловие.
Часто производители сотовых телефонов и операторы мобильной связи крепко связаны ещё на стадии проектирования трубки. На основе совместных маркетинговых исследований предпочтений будущих покупателей, формируется «образ» новинки, его будущие рабочие характеристики и т.д., то есть происходит нормальный экономический процесс внедрения нового продукта с целью получения максимальной выгоды. А мобильным операторам для максимального "КПД" своих тарифных «конфеток» новые модели телефонов нужны как воздух. Поэтому они сразу-же закупают необходимую партию новеньких телефонов, прошивают под себя (меняют вид меню, делая его более "фирменным", залочивают, иногда добавляют приложения для использования специальных операторских функций) и продают их абонентам по очень низкой цене для того чтобы увеличить свою абонентскую базу, заключив с клиентами долгосрочные контракты.
Samsung Blast - продается только в сети T-Mobile
Великолепный Apple iPhone - официально доступен только для абонентов AT&T
LG VX9400 позволяет смотреть мобильное ТВ. Но только в сети
оператора Verizon Wireless
Как я уже упоминал в начале статьи, в США, Азии и некоторых странах Европы «пустой» телефон, продающийся без обязательной подписки на услуги связи конкретного оператора - вещь малопрактикуемая. Зарубежный обыватель старается не ломать голову и сразу телефон у своего оператора в качестве необходимого аксессуара к контракту. В США даже проводили опрос на тему "Что для вас важнее при выборе сотового телефона?". У нас бы ответили - функции, дизайн, цена и т.п. А у них на первом месте стоял вариант "оператор связи", далее - "качество связи оператора", "конктракт оператора, предлагаемый с телефоном" и уже ниже - функционал, дизайн.
Именно поэтому, например, для американцев нормально, что ультранавороченный iPhone появился лишь у одного оператора - AT&T. А почти весь остальной мир страдает и не понимает - почему трубку не выпустили в свободную продажу. А потому что идеология другая.
Мобильный телефон для оператора в США (Японии, Южной Корее и т.п.) - это не просто штука, в которую абонент вставит их "симку" (а при желании - и "симку" другой компании). Это мощнейщее стредство привлечения абонентов. AT&T, к примеру, получило кучу новых клиентов, предложив iPhone на экслюзивных правах. Поэтому операторы связи изо всех сил стремятся заполучить самые свежие новинки от "мобилостроителей", а нередко и разрабатывают новые телефонов в тесном сотрудничестве с ними - специально "под себя".
Японский оператор KDDI любит выпускать свои "навороченне" новинки партиями по 12-20 штук. Жаль, больше в мире их нигде не купить
Отмечу, что если вы купили телефон с, допустим, 2-летним контрактом, вам не обязательно пользоваться одной трубкой все 2 года. Если вы захотите ее сменить, компания предоставит вам выгодную возможность сделать это. Ну а если вы захотите уйти к другому оператору до окончания срока договора на обслуживание, вас, конечно, отпустят, но приется заплатить штраф (довольно существенный).
Конечно, производители мобильной техники даже в США и Японии не обязательно выпускают только "залоченные" телефоны, ведь есть и те потребители, которые не хотят быть зависимыми. Фирмы-авторизованные дилеры (например торговые сети по продаже мобильных устройств) покупают у производителя партии таких телефонов для распространения в своих салонах.
Отсюда вывод - новые телефоны в мире можно приобрести двумя основными путями - с привязкой к оператору связи и без нее.
Итак, как же произведенные за границей телефоны попадают к нам в Россию? Конечно, наивно полагать что только через таможню. Но обо всём по порядку.
В Россию-матушку сотовые трубки приезжают двумя путями - через официальные поставки, осуществляемые отечественными торговыми сетями (например, «Евросеть») и нелегально, минуя органы государственного контроля и таможни.
Официальные устройства протестированы специальным госорганом с учётом российских реалий (работа при минусовых тепературах, коэффициент излучения, не превышающий норму, установленную нашим законодательством и т.п.), русифицированы и имеют гарантийные обязательства компании-дилера на их обслуживание и ремонт. Такие телефоны и называются «белые» - то есть они абсолютно чисты с точки зрения закона. Такие телефоны стоят дороже своих нелегально ввезенных собратьев, поскольку в их стоимость включены расходы на перевозку, таможенные сборы, возможное гарантийное обслуживание.
Перейдем и к уже упомянутым "серым" (то есть - нелегально попавшим в продажу на территории России) устройствам. Не секрет, что "заметная" часть всех телефонов, завезённых в нашу страну, попала к нам контрфактным путём. Как? Любому ушлому российскому дельцу, занимающемуся телефонным бизнесом давно известно, где и сколько трубок купить подешевле. Путём изучения выгодных предложений, он выбирает наиболее подходящего западного оператора, приходит в его офис и с невинными глазами заключает контракт, суть которого состоит в том что, мол я, Вася Пупкин хочу быть дилером «Orange» или «T-Mobile» и готов продать 10 тысяч предподключеных Nokia N93. И в качестве доказательства чистоты своих намерений Вася позже может предъявить базу данных абонентов (естественно фальшивую). "Буржуй" только рад таким услугам. Он жмёт Васе руку и даёт команду отгрузить ему контейнер с трубками.
Такой вариант очень удобен - ведь залоченные под одного оператора трубки, как мы выяснили выше, стоят дешевле. А значит, на их продаже Вася неплохо "наварит". Разблокировать "операторский" телефон зачастую совсем несложно. Еще некоторое время назад для каждоый марки существовал четкий набор простых инструкций для разблокировки. Но в последнее время операторы стали более серьезно "лочить" свои аппараты. Многие великолепные японские трубки заставить работать с другими симками не могут. Да и тот же Apple iPhone многочисленные группы хакеров из разных стран не могли взломать месяц.
Допустим, наш герой Вася Пупкин хочет привезти в Россию партию трубок, "разлочить" которые нельзя. В этом случае надо обращаться уже не к оператору, а к производителю. Ведь большая часть моделей, предлагающихся с контрактами операторов, существует и продается и в "разлоченном" виде (за исключением супер-эксклюзивных вроде Apple iPhone или T-Mobile Sidekick). Вася закупает партию таких телефонов и... привозит их в Россию, каким-то образом минуя официальную сертификацию и проверки на таможне (на подробностях "процесса" останавливаться не будет - это не тема нашей статьи).
SideKick III от T-Mobile - о нем мечтают во всем мире, но продается он только у одного оператора в США
К «серым» также можно отнести и модели, основной спрос на которые прошёл, и в случае если какая-то часть телефонов осталась не проданной, западные дилеры распродают остатки ниже себестоимости. И снова наш Вася тут как тут. Дальше партия телефонов по известным ему полулегальным каналам попадает в Россию, где оседает в мастерской с шибко умными очкариками, которые словно в конвейерном цехе эти телефоны при необходимости разблокируют, адаптируют к российским сетям, избавляют от западных наклеек, снова фасуют и развозят на точки продаж. Естественно по цене дороже той, за которую они покупались, но дешевле их собратьев, завозимых официально.
Конечно, наши примеры утрированы, но суть такова. Так попадают в нашу страну «серые» телефоны. В качестве примера одного из каналов "притока" к нам трубок (кроме Финляндии и соседних азиатских стран) можно привести Абхазию, через которую из Турции, по некоторым сведениям, перевозят мобильники чуть ли не в весе – 1000 долларов за 5000 телефонов.
Прочитав все вышеизложенное, читатель может спросить: "А чем плохи "серые" телефоны, ведь они не сломанными покупаются, а вполне себе новенькими, исправными и стоят дешевле официальных?!".
Ну, во-первых, вы покупаете трубки, ввезенные в Россию преступным путем. Надо ли вам это? Во-вторых, если мы имеем дело в "операторской" трубкой, которую некачественно разблокировали, вы можете столкнуться с разными проблемами. Например, звонить и набирать СМС будет можно, а вот выходить в интернет - нет, так как профили передачи данных намертво "пришиты" к западному оператору, а новые не добавляются. Кроме того, в меню могут быть иконки операторских сервисов. Например, мобильного ТВ или услуг по закачке контента. Работать в наших сетях они не будут, а значит, будут лишь мешаться вам.
Естественно, "серые" телефоны изначально с русским не "знакомы". Хорошо - если на них "залили" русскую прошивку. А если нет? Один мой знакомый с горем пополам пользовался телефоном Sharp c меню на португальском: ни в одном СЦ русифицировать данную модель не могли, очень уж редкая, да и нелегальная (вообще такая история - с большинством японских или корейских трубок, созданных для внутреннего рынка).
Меню на корейском - не большая радость!
Другой момент - на "серой" трубке на кнопках неоткуда взяться русским буквам. Конечно, Вася мог постараться и поручить своим "очкарикам" заменить кнопки с латиницей или арабской вязью на такие же русифицированные (купить их - не проблема). Но мог и не поручить...
Будьте внимательны при покупке трубки - русские буквы должны быть нанесены тем же способом, что и английские. Сейчас некоторый недобросовестные продавцы делают гравировку на клавишах, ее можно определить по глубоко прорезанным в клавишах буквам.
Клавиатура с качественно нанесенными русскими символами
Еще один важный момент. Сегодня многие производители телефонов предлагают обновление прошивки с помощью специальной программы. Программа эта прямо с процессе качает ПО из интернета. И - соответственно - не вас спрашивает, а сама определяет, что у вас за телефон. В "Мобильную помощь" портала Mobime регулярно приходят люди и кричат: "Я обновил прошивку своей Nokia, и у меня она теперь вся на английском (немецком, итальянском, французском, японском и т.п.) языке. Русского в списке языков нет! Что делать??!!". Причина данного форс-мажора однозначна - это никакие не глюки и ошибки программы. Вам просто попался нелегально ввезенный в Россию телефон.
Программа для обновления ПО телефона от Nokia
Во время прошивки программа от Nokia обращается к специальным данным, "зашитым" в телефон -это, в частности, информация о регионе, для которого аппарат изначально предназначен, - и, как вы уже догадались, прошивает трубку прошивкой, предназначенной именно для этого региона. Конечно, способы обхода проверки есть, но сам факт - неприятен.
Или, к примеру, ваш "серый" аппарат сломался. Вы бережно заворачиваете в тряпочку свою покупку и бежите в сервисный центр, но там если и согласятся починить телефон, то только за деньги.
Чтобы не попасть впросак в будущем, посмотрим, как же отличить «белый» телефон от «серого». Начнём с чисто визуальных признаков.
Официально ввезенный в Россию телефон имеет стандартную фирменную упаковку. «Серый» телефон, созданный для продаж с одним оператором связи, нередко упакован в коробку с эмблемой этого оператора (Vodafone, O2, Orange, AT&T, Telefonica, T-Mobile и т.п.). На самом "операторском" аппарате также очень часто указывается лого оператора (нередко даже вместо марки или вместе с ней, допустим, Verizon вместо Samsung или на передней панели оператор Verizon, сзади - производитель Samsung).
На коробке с Samsung UpStage (на нашем рынке - Samsung F300) несколько логотипов оператора Sprint
На самом телефоне лого Sprint тоже имеется
Официально ввезённый телефон ВСЕГДА имеет русифицированную инструкцию, напечатанную типографским методом (а не низкокачественную копию или явную распечатку из интернета) и гарантию на фирменном бланке производителя, на его упаковке должны быть наклейки сертификации с аббревиатурами ССЭ и РСТ. Такие же наклейки должны быть и где-то внутри телефона, например под аккумулятором.
В сопровождающих документах продавца должны присутствовать такие сертификаты: Госкомсвязи, Госстандарта и Минздрава.
При покупке трубки, если есть сомнения в ее легальности, нужно проверить IMEI-идентификатор телефона. Номер IMEI (International Mobile Equipment Identifier)– это всё равно что паспорт для человека, он является уникальным "опознователем" каждого мобильного устройства и имеет 15-значный код. Для проверки честности продавца сравните IMEI на телефонной коробке и IMEI наклеенный под аккумулятором – коды должны совпадать до последнего значка. Если не совпадают - то вам дали коробку от одного телефона, а телефон - из другой коробки :). Нередко это говорит о том, что телефон ворованный (а упаковку уж какую нашли).
Кроме того, код IMEI на наклейках можно сравнить с кодом, который выдает сам телефон. Для этого наберите на клавиатуре комбинацию *#06#, поддерживаемую большинством телефонов (если не срабатывает - сверьтесь с инструкцией или поищите код в интернете). На экране должен появиться IMEI - он должен быть полностью идентичен коду на упаковке и на телефоне. Это 100% гарантия того что, в вашем телефоне стоят «родные» настройки производителя.
Есть и другие приметы, например определённые комбинации чисел на заводском номере телефона, которые свидетельствуют о стране предназначения телефона. Какие именно, лучше уточнить у специалистов или опять же - поискать в сети.
Даже недобросовестный продавец «серых» телефонов порой может дать гарантию на сервисное обслуживание. Но как правило, она не превышает 6 месяцев, тогда как официально закупленные обслуживаются и бесплатно ремонтируются в течение 12-24 месяцев.
Обращу также ваше внимание на некоторый момент. К примеру, купили вы новенький мобильник, и он совсем вас не радует - не соединяется с компьютером, глючит, зависает. Некоторые не особо разбирающиеся в мобильной сфере люди иногда делают вывод - мне попался "серый" телефон! Но это далеко не всегда так. Глючат телефоны (особенно новые и с еще не протестированными первыми прошивками) довольно часто. И даже если бы ваша трубка "жила и работала" там, где ей и предназначалось это делать (за границей), то она, поверьте, глючила бы точно также. Чаще всего на нелегально ввезенных к нам телефонах стоит абсолютно такое же ПО, как и на "белых". Так глюки о "серости" говорить не всегда могут (исключения - плохо разлоченные операторские трубки, но таких щас все меньше), так что узнавайте "цвет" своей мобилки по другим - например, вышеуказанным - признакам.
Предпринимаются ли какие-то шаги в нашей стране по борьбе с «серым» товаром? Вообще у производителей мобильной техники и операторов сотовой связи свои взгляды на эту проблему. Компаниям-производителям мало приятного в необходимости постоянно отбрыкиваться от жалоб потребителей, которые, не зная того, купили "серый" аппарат и столкнулись с проблемами. Они стараются распространять как можно больше информации о том, каким должен быть официально ввезенный телефон.
Операторы связи, у которых "воруют" залоченный трубки для перепродажи, как уже упоминалось, разрабатывают все более сложные и совершенные механизмы для предотвращения возможности разблокировки телефонов.
Ну а наши операторы, конечно, и ухом не ведут. Если даже все они введут какую-то проверку на определение "серых" трубок и будут, допустим, отключать от их сети - то разом лишатся немаленькой части клиентов!
В сложившейся ситуации косвенно виноват и такой серьёзный надзирающий орган как Министерство связи РФ, ведь от сроков рассмотрения и сертификации новинок, зависит их официальное появление у нас в стране. Пока же имеем ситуацию, что только-только появившаяся модель в западных магазинах, ещё до окончания сертификации в Минсвязи РФ появляется в продаже и у нас. Естественно - не «белая».
Выводы из всего изложенного? Как известно, скупой платит дважды. Сэкономив на телефоне "мутного" происхождения, вы сильно рискуете потерять немало лишних денег (хотя бы на ремонт) и приобрести массу проблем (с тем же обновлением прошивки, например). Так что будьте внимательны при покупке телефонов! И доверяйте крупным федеральным сетям салонов - там шансов нарваться на "серость" меньше (хотя, увы, и такие случаи известны).
Автор: Дмитрий Дейнека, Mobime.ru
Статья получена: Мобильный путеводитель