Расхожее мнение о том, что офис должен быть солидным, а дом - уютным, сегодня нуждается в существенной корректировке. Современный офис – это не только место, где сотрудники проводят по 8-12 часов в сутки, но и важная составляющая имиджа компании. Поэтому офисный интерьер должен сочетать почти домашний комфорт, эргономичность и яркий стиль, который становится выражением идеологии компании.
Между тем, выбор самого подходящего стиля для офиса - задача не из легких. Даже давно сформировавшиеся дизайнерские течения в оформлении офисов, как и все в современном мире, подвержены влияниям модных тенденций.
А мода, как известно, не рекомендует - она властно требует следовать ей. Офис, оформленный согласно рекомендациям законодателей моды - ведущих дизайнеров, - будет лучшим доказательством открытости, динамичности и успешности компании. Так что же нового и модного появилось в оформлении офисов за последние годы? Откуда приходит мода
Офисная мода рождается в дизайнерских студиях, а заявляет о себе на крупнейших выставках в Кельне и Милане. Ведущими законодателями модных тенденций в оформлении офисных интерьеров считаются проходящие в Кельне международная мебельная выставка Imm Cologn и выставка офисной мебели и организации офиса ORGATEC. Они в какой-то мере предваряют знаменитую апрельскую выставку в Милане. По их завершении дизайнеры всего мира получают заряд актуальных идей для разработки новых концепций и их воплощения в жизнь.
Одной из основных концепций 2005 года является стиль fusion – сплав Востока и Запада, фольклора и технологий. К примеру, конструктивистский диван может быть дополнен яркими подушками из Мексики. Или на обоях с серым металлическим отливом вдруг появляется деревянная маска в африканском стиле.
Также, вопреки победному шествию хайтека, вновь становятся популярны интерьеры, имитирующие обстановку начала XX века. Подобный «антиквариат» создает атмосферу надежности и устойчивых традиций. Технология патинирования «старит» кожаную обивку мебели на несколько десятков лет. Вещи из бронзы и латуни помогут добавить в общий фон частицу античности. Разумеется, этот стиль подойдет только тем компаниям, в имидже которых основным элементом является надежность и приверженность традициям.
Декоративные объекты этого сезона отличаются монументальностью. Вазы для цветов в 2005 году принято увеличивать до объема аквариума, цветочные кадки - до размеров тумбы. Такие элементы декора хорошо подойдут для «ресепшена» или кабинета руководства, но будут лишними в рабочей зоне, где постоянно циркулирует персонал.
В то же время общий настрой прошедших выставок – максимальное упрощение форм. Простые геометрические объемы, отсутствие нарочитой декоративности - попытка обратить внимание на содержание объекта. Известный афоризм «все гениальное – просто» в полной мере отражает тенденции офисной моды 2005 года.
Деловая радугаЦветовое решение - один из важнейших факторов при формировании дизайна. Сегодня в большинстве случаев применяется европейский вариант: стены, полы в светлой гамме, а рабочие кресла и стулья - яркие акценты обстановки. Отметим, что «холодные» нейтральные цвета создают деловое настроение, а «теплые» насыщенные тона подходят для создания творческой атмосферы.
Цветовое решение во многом зависит от уровня освещения и от того, на какую сторону света выходят окна. Если окна обращены на север, в дизайне помещения предпочтительны теплые краски. Если же окна выходят на юг или в офисе используют искусственное освещение, - стены должны быть светлыми, холодных тонов.
На упомянутых кельнских выставках главенствовали оранжевый, фисташковый и лиловый. Вне зависимости от стиля и функций предмета мебели, почти каждый участник использовал оттенки «весенней» гаммы. К примеру, кресло невзрачного серого цвета может иметь ярко-оранжевые подлокотники.
Еще один писк моды 2005 года - полосатые элементы. Законодатели офисных интерьеров считают, что подушки в розово-зеленую полоску будут неплохим дополнением к кожаному креслу интенсивного фиолетового оттенка.
Высоты бизнесаПотолок – это место, где многие еще со школы ищут удачные мысли. Поэтому так важно сделать его максимально креативным. Одна из последних новинок - открытый потолок. Демонстрируя по-европейски оформленные вентиляционные трубы и коммуникации, он, с одной стороны, подчеркивает технологичность и прозрачность компании, а с другой - создает творческую атмосферу.
Создавая подобный интерьер, необходимо соблюсти равновесие между своеобразием и необходимой умеренностью. Подвесной потолок с прозрачными областями, через которые видны коммуникации, – решение, заимствованное из хайтека, - будет хорошо смотреться в коридорах, но не в рабочих комнатах.
Популярны и натяжные потолки. Они устанавливаются проще и быстрее привычных подвесных и обладают более широким спектром цветовых решений. Сегодня в России мода на марки Extenzo, Cerutti или Clipso.
Но необходимо отметить, что натяжные потолки не очень хорошо снижают отраженные шумы. Так что в рабочей зоне, где эта проблема особо актуальна, подвесные акустические потолки с шумопоглощающими панелями будут уместнее.
Кстати, модные веяния коснулись и подвесных потолков. Они могут быть дополнены гипсокартонными «ступенями». Здесь важную роль играет подсветка – разнообразие светильников создаст ощущение расширяющегося пространства, зрительно поднимая потолки, что очень существенно для невысоких комнат и тесных коридоров.
Частная коллекцияУдачной находкой для офиса могут стать яркие художественные элементы - постеры, репродукции, картины и даже витражи. При правильном выборе тематики и цветового решения такие элементы помогают создать определенную атмосферу в офисе, настроить сотрудников на рабочий лад.
К примеру, зону «ресепш» обычно оформляют так, чтобы она вызывала яркие эмоции у посетителей, тем самым помогая им сформировать первое представление о компании). Правильно подобранные репродукции создают нужную атмосферу. Постеры в данной зоне должны нести в себе позитивный заряд, «настраивать» на коммуникацию с компанией.
При этом возможно выделение двух областей: над рабочим местом секретарей и над диваном для посетителей. Как правило, их оформление происходит в едином стиле с учетом всех нюансов помещения. В данной зоне уместно обыгрывать логотип компании и род ее деятельности, впрочем, не стоит превращать эту зону в «выставку достижений».
Общей проблемой во многих офисах являются длинные коридоры. Многочисленные двери на фоне белых, желтых или голубых стен создают атмосферу безликости, где не на что обратить внимание.
Исправить эту ситуацию просто. Постеры и репродукции для коридоров выбираются исходя из общей концепции оформления офиса, а также с учетом того, кто в основном ходит по коридору: клиенты или посетители. Среди удачных тем можно отметить пейзажи, цветы, абстрактные композиции – словом, такие, которые позволяют даже при самом коротком зрительном контакте передавать максимальный эмоциональный заряд.
Если коридоры в офисе построены из остекленных стационарных перегородок, необычным и творческим решением могут стать абстрактные витражи вкупе с соответствующим освещением или, в качестве бюджетного варианта - полимерные пленки, имитирующие цветное стекло. Здесь тоже важна умеренность – не стоит украшать витражами весь коридор. В таком случае он будет зрительно сужаться, вызывая у сотрудников психологический дискомфорт.
Переговорная комната – то место в компании, где проходят встречи с клиентами, а также совещания. Как правило, в ней центральным объектом является стол переговоров. При этом стены остаются пустыми, но они могут стать важным элементом и своего рода участником переговоров. Для этого их рекомендуется оформлять постерами, настраивающими на творческий процесс, коммуникацию и дружелюбность. Оптимальным решением станут абстрактные композиции и постеры на морскую и тропическую тематику, не перегруженные мелкими элементами (которые могут сильно отвлекать).
Живые растения также могут стать интересными элементами в интерьере офиса. Такие частички природы создают благоприятные условия для кратковременного медитативного отдыха и отчасти решают проблему с очисткой и увлажнением воздуха.
Растения - наиболее удобное решение в силу их неприхотливости. Лучшие условия для роста растений создаются в достаточно освещенных местах без резких перепадов температур. В кабинете руководителя лучше всего разместить хотя бы одно крупное растение, а в приемной - несколько маленьких. В больших холлах и конференц-залах отлично смотрятся пальмы. А достойным украшением всего офиса станет зимний сад, в котором можно встретиться с деловым партнером или просто отдохнуть. Конкретный выбор самых модных в настоящее время растений - это уже повод для консультации у фитодизайнера. В этом вопросе слишком много нюансов, чтобы отдавать его на откуп дилетантам.
Структура комфортаВ такой, казалось бы, консервативной сфере, как организация рабочего пространства, тоже есть место модным течениям. Более того, это направление офисного дизайна решительно вбирает в себя все самое новое - от эргономичных решений до высокотехнологичных материалов и конструкций.
По словам Александра Бандуркина, руководителя отдела продаж компании «Астарта Престиж» - эксперта в области разработки и внедрения технологий по обустройству офисов, - так называемый «открытый офис» японского типа, когда сотрудники работали в одном помещении, давно потерял актуальность. Уже несколько десятилетий структурировать офисное пространство помогают стационарные и мобильные офисные перегородки. Они не только разграничивают большое помещение на ряд рабочих и рекреационных зон, но также способствуют уменьшению влияния шума на сотрудников, решают задачу прокладки коммуникаций.
Существенным преимуществом современных перегородок на основе профильных систем является масштабируемость, позволяющая не только создавать рабочие отсеки произвольных форм и размеров, но и по мере необходимости достраивать существующие.
Если говорить о стационарных перегородках, то одной из самых сильных тенденций в нашей стране является рост популярности стекла. Причем, каркасные перегородки с обширными остекленными пространствами вполне вписываются даже в довольно строгие каноны офисного стиля финансовых компаний и банков. Сочетание металла и стекла, пожалуй, даже можно назвать одним из излюбленных многими отечественными банками, как воплощает идей стабильности и прозрачности бизнеса, столь актуальных в современной России. Например, каркасное остекление с горизонтальными жалюзи было выбрано для оформления офисов «Бин-Банка» и «Кредиттрастбанка» (проекты реализованы специалистами компании «Астарта-Престиж»).
Цельностеклянные перегородки из триплекса или закаленного стекла - логическая кульминация отказа от каркасных конструкций. Они хоть и утратили очарование новизны, но, похоже, еще очень надолго сохранят эксклюзивность и энергетику хайтека.
Как мы уже упоминали, самые актуальные сейчас направления – лаконичность и завершенность форм, многофункциональность и практичность. Концептуально подходящая этим идеям офисная мебель занимает мало места, не бросается в глаза острыми углами или обилием элементов - все это визуально облегчает интерьер. К ней отлично подходят мобильные перегородки модульного типа, позволяющие очень гибко трансформировать офисное пространство.
Стоит отметить, что модульные перегородки все больше интегрируются с офисной мебелью. На каком-то этапе становится сложно определить – это еще перегородка или уже удобный многофункциональный стеллаж, в который интегрированы стол и тумбы. Так появляется полноценное рабочее место, которое можно быстро смонтировать, модернизировать в соответствии с пожеланиями сотрудника или убрать за ненадобностью.
Наконец, стиль fusion, перманентное слияние Востока и Запада, находит применение и в мире офисных перегородок. Нет, дизайнеры не стали заимствовать тончайшую бумагу японских традиционных перегородок фусума. Но позаимствовали многие другие решения. Своеобразное матирование остекленных каркасных перегородок, имитация древесины и раздвижные двери - все это создает вполне японский колорит, но с использованием самых современных материалов.
Мода на комфортПодводя итоги нашего небольшого экскурса в офисную моду, можно выделить основные актуальные концепции в оформлении офисных интерьеров – простота, креативность и эргономичность. Мода, на первый взгляд, стремящаяся лишь к самовыражению, имеет сильный рациональный базис. Сегодня важнее всего создать дружественное человеку пространство, в котором можно было бы много и плодотворно работать. Кто-то из дизайнеров настаивает на необходимости правильной планировки помещений и эргономичной мебели, кто-то - на психологически выверенной цветовой гамме, кто-то - на важности фитодизайна. Однако где-то между этими крайними аспектами находится золотая середина. Как сказала Коко Шанель: «Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций».
Александр Майоров
Источник: Астарта Престиж