Почти каждому знакома неудовлетворенность размерами своего жилища или невозможность организовать свой угол в неудобно спланированной квартире. Как быть, если увеличить пространство никак нельзя, а вещи и мебель накапливаются и мешают передвигаться? Выход есть – интерьер-трансформер.
Совсем недалеко от Великой Китайской стены стоит небольшой, но достаточно длинный дом, который не перестает привлекать сотни посетителей. Это сооружение – самый яркий пример использования жилого пространства по максимуму.
Спроектированный талантливым гонконгским архитектором-экспериментатором и дизайнером Гэри Чаном, первый в мире «Отель-чемодан» стал необычайно популярным среди туристов и привлек внимание прессы.
Идея создания этого чуда пришла в голову креативному Чану еще в детстве, когда мальчику приходилось делить крошечное пространство квартиры с многочисленными родственниками. Еще тогда его интересовала возможность разместить в стенах и полу разные объекты. Гэри Чан взялся кардинально переделывать свой скромный угол и вмонтировал в стены пространство для книг, дисков и прочих мелочей. Он даже придумал снабдить окно небольшим выдвижным экраном с проектором, превратив привычный вид на растущее возле дома дерево в удобный портативный телевизор и монитор компьютера.
По окончании учебы в университете, в 1994 году Чан открыл собственное архитектурное бюро и назвал его Edge. Дела пошли весьма неплохо, и в 2003 году маленькая компания выросла в Edge Design Institute, в штат которого были отобраны молодые специалисты, интересующиеся, как и Гэри, инновациями в области современной архитектуры больших городов. Проблема маленькой жилплощади оказалась актуальной. В результате Чан определил свое призвание и полностью посвятил себя интерьерам-трансформерам. И тут начались эксперименты.
Несмотря на то, что идея максимально рационального использования свободной площади посредством меняющегося интерьера была уже неоднократно обыграна в многочисленных строительных проектах по всему миру, дом Чанга завоевал особое признание своей простотой и наполненностью. Здесь есть абсолютно все необходимое, чтобы чувствовать себя комфортно и создать уют настоящей домашней обстановки.
В 2001–2002 годах строительная компания «Коммуна Великой стены» согласилась реализовать проект молодого архитектора с целью открыть оздоровительный центр в районе Бадалин долины Наньгоу – как раз по соседству с Великой стеной. Планы у компании были масштабные: после гостиницы-чемодана коммуна намеревалась построить другие здания, пригласив для этого архитекторов из Тайваня, Таиланда, Сингапура, Гонконга и Японии. Команда лучших специалистов разрабатывала чертежи длинного дома-пенала, один угол которого подвешен в воздухе, поскольку местность на стройплощадке оказалась крайне холмистой и неровной. Результат удивил всех: пространства в «Отеле-чемодане» хоть отбавляй. Поэтому проект Гэри Чана оказался самым интересным и прибыльным, а с остальными зданиями пришлось немного повременить.
Секрет отеля оказался гениально-простым – это множество скрытых в полу помещений-тайников и передвижные стены. Интерьер-трансформер добавляет пространству динамики, а маленькие комнатки представляют собой 7 спален, кухню, библиотеку, несколько ванных комнат и туалетов, помещение для прослушивания музыки с особой акустикой, склады и кладовые, а также другие функциональные блоки современного жилья. Единственным недостатком помещений оказалась небольшая глубина: стоять во втором ярусе дома, который спроектирован по принципу «двойное дно», можно только наклонившись, иначе рискуешь стукнуться головой о потолок. Всего в полу «прошито» пятьдесят раздвижных деревянных панелей, которые поднимаются и устанавливаются вертикально в отдельные ниши на газовых упорах.
В главном помещении отеля расположены раздвижные стены, которые можно передвигать по периметру всего пенала, приспосабливая жилое пространство под свои нужды. Туристам нравится экспериментировать, поэтому интерьер дома-чемодана меняется с каждым постояльцем. Если, к примеру, гости желают устроить вечеринку, «лишние» стены легко убираются, а пятьдесят подпольных ниш дают огромное число интерьерных комбинаций, освобождая площадку для танцев. Пол гостиницы сделан из качественного дерева, и, натанцевавшись вдоволь, можно просто поднять доски, убрать все и создать при этом дополнительное ограждение микрокомнатам внизу. Если полностью задействовать выдвижную мебель и скрытые тайники, получится функциональная гостиница, способная предоставить ночлег 14 персонам: специальные спальные отсеки выдвигаются на длину стандартной спальной кровати или прячутся обратно в стену, чтобы не мешали.
Внутренняя площадь жилого пространства «Отеля-чемодана» всего 44 х 5 метров, и с первого взгляда кажется, что там нет абсолютно ничего. Этаж в здании всего один, но есть также плоская крыша, на которой можно любоваться закатом. Со стороны нависающего угла расположен вход на второй, нижний ярус. Тут же, в нависающей части, Гэри Чан соорудил блок с прочным стеклянным полом, который похож на огромное окно, вмонтированное вместо паркета. Компактный интерьер гостиницы очень выгодно подчеркнут большим количеством окон.
Отделанная деревом как внутри, так и снаружи, гостиница-чемодан, по словам архитектора, представляет собой некий фьюжн дома, деталей интерьера и выдвижной мебели. «Пятьдесят в одном», как любит шутить Чанг. Архитектор говорит, что дом-чемодан «выстраивает новую модель человеческой гибкости, приватности и спонтанных решений». «Это стремление к максимальной приспосабливаемости при помощи декораций в жилом интерьере. Игра в дизайн – это театр, а роль архитектора в нем – создавать бесконечные сценарии, призванные улучшить условия жизни в тесных городских квартирах», – утверждает Гэри.
Текст: Алена Солтыс
Фото: JP