Как добиться успеха в управлении торгово-развлекательными центрами? Обсудить эту актуальную для всех инвесторов и управляющих тему можно будет на мастер-классе во время II ежегодной конференции "Коммерческая недвижимость России", открывающейся 27 сентября в Петербурге. Мы беседуем с ведущим мастер-класса - генеральным директором УК "Питер" Юрием Борисовым.
- В каком направлении предполагаете развить дискуссию?
- Бизнес в сфере торгово-развлекательных центров только набирает обороты, это достаточно новый, хотя и консервативный рынок.
Консультантам, даже западным, весьма сложно заполучить себе в актив какой-нибудь проект. Поэтому хотелось бы понять: насколько перспективна сейчас деятельность внешних управляющих торговыми комплексами, какие игроки присутствуют на рынке? Как правило, а я сужу по опыту Москвы и Петербурга, внешние управляющие компании еще очень редко получают контракты не только на концептуальное зонирование и бизнес-планирование торгового комплекса, но и на связанные с развитием проекта брокерские услуги, управление объектом до ввода в эксплуатацию и после завершения строительства. Впрочем, подвижки в этом направлении все-таки есть. В Москве действует около двух десятков компаний, позиционирующих себя как внутренние управляющие и постепенно набирающих портфель на развитии внешних проектов. В Петербурге таких наберется не более четырех компаний, но ни одну из них, включая и УК "Питер", нельзя еще назвать состоявшейся сетевой управляющей компании в сегменте торговых комплексов.
- Вы считаете, что обострившаяся на рынке торговых площадей конкуренция подтолкнет инвесторов и собственников к более активному сотрудничеству с профессиональными консультантами?
- Это уже происходит. Например, по оценкам нашей компании, в прошлом году в Петербурге было введено в строй около 375 тыс. кв. м современных торговых площадей, из них около 115 тыс. - в формате гипермаркетов, остальное - торговые центры. На мой взгляд, это абсолютный рекорд, который в этом году не будет перекрыт. Однако следующий серьезный выброс площадей, если будут реализованы все объявленные проекты, возможен в следующем году. И мы видим, как происходит перелом в сознании собственников торговых объектов, испытывающих дефицит в сильных менеджерах-управленцах, - в пользу привлечения внешних консультантов и управляющих. Приглашения начинают поступать уже на первых стадиях развития проекта. Задача внешнего управляющего на первый взгляд и проста, и очень трудна: от него требуется, не отбирая хлеб у строителей и службы заказчика, организовать процесс девелопмента таким образом, чтобы на свет появился эффективный торговый комплекс. Мы должны реализовать как собственные амбиции, так и найти компромисс между экономикой проекта и желаниями архитектора, а также привлечь достойных арендаторов, заполнив площади объекта по максимуму удобно и для покупателей, и для самих ритейлеров.
- Какие еще вопросы, на ваш взгляд, привлекут внимание участников мастер-класса?
- Было бы очень интересно узнать об опыте реализации программ продвижения объекта на рынок торговой недвижимости. Кто и как разрабатывал программы, каковы бюджеты рекламных кампаний, привлекались ли внешние PR-агентства? Потому что, исходя из нашего опыта, могу сказать, что и у PR-компаний нет системного опыта по реализации подобных проектов. Каждый раз, привлекая их для продвижения наших объектов, мы были вынуждены начинать с ликбеза. Вряд ли я мог бы назвать сейчас навскидку какие-нибудь примеры удачных рекламных кампаний по продвижению торговых комплексов, причем это касается не только петербургского, но и московского опыта. Это ни в коим случае не вина ни PR-специалистов, ни даже самих управляющих компаний - рынок только формируется и все делается, как говорится, "с колес". В основе всего - бюджет, утверждаемый собственником, а ему ничего не стоит урезать финансирование программы, даже эффективной на взгляд профессионалов. Потому что в отношении проведения рекламной кампании многие собственники до сих пор исповедуют принцип "знаю, что половину денег потрачу зря, но не знаю какую". Кроме того, сами арендаторы должны активно принимать участие в продвижении торгового центра, но собрать их вместе и удовлетворить потребности, по крайней мере, большинства из них очень сложно. Арендаторы выступают в различных товарных категориях, у каждого из ритейлеров отработана собственная технология проведения рекламных кампаний, что нередко приводит к неразрешимым проблемам при формировании единой программы продвижения торгового комплекса.
В рамках продолжения темы хотелось бы обсудить еще и вопрос организации праздника открытия торгового комплекса. Удручающие штампы - шарики, фейерверки, устраиваемые чуть ли не в полдень, ряженые и скоморохи - вот и весь арсенал большинства праздников. Верх изобретательности - пригласить музыкантов или певцов средней "звездности". На мой взгляд, открытие центра в идеале должно стать кульминацией программы продвижения проекта, поэтому было бы интересно узнать, какие "изюминки" придуманы, и что реально из этого вышло.
- Известен ли уже список участников мастер-класса?
- Все сейчас находится в движении, и никого не хотелось бы обидеть, список участников еще неоднократно будет корректироваться. Выскажу пока только пожелания. Надеюсь, что поучаствуют в дискуссии генеральный директор московского офиса Colliers International Сергей Гипш, а также генеральный директор Leeds Property Group Елена Флоринская. Ждем Олега Пронина - директора компании "HYPERESTATE" и организатора такой замечательной, на мой взгляд, профессиональной "тусовки" как Клуб ведущего ритейла России. Пригласили управляющих ТЦ "Атриум", по праву считающегося одним из лучших торговых комплексов столицы. Надеюсь, что о своем опыте расскажут и петербуржцы - управляющие такими центрами, как "Гранд Палас" и "Владимирский Пассаж". Хотелось бы, чтобы приняли участие Алексей Шаскольский - руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, Сергей Дмитриев - председатель Санкт-Петербургского отделения Российского общества оценщиков, и Игорь Рогулин - представитель компании "Макромир".
информационный спонсор II ежегодной конференции "Коммерческая недвижимость России"
Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU