Античность неслучайно называют колыбелью цивилизации. Всем лучшим современная культура, без преувеличения, обязана древним грекам и римлянам. Не является исключением и искусство интерьера: уж кто-кто, а жители Древней Греции знали толк в создании комфортной и красивой обстановки.
Очень часто заказчики, прося создать в квартире или доме античный интерьер, на самом деле весьма условно представляют себе, что же они хотят увидеть. Как правило, античность ассоциируется у них с классикой, то есть с респектабельностью, добротностью, выразительностью.
Бесспорно, подлинная античность обладает всеми этими качествами, но суть данного стиля не в них. Античность – это в первую очередь величественность, прямой отсыл к великой культуре прошлого и ваша готовность этой культуре соответствовать.
Прежде всего, для реализации подобных замыслов нужна довольно внушительная жилая площадь: создать храм античности или кносский дворец на 40 квадратных метрах вряд ли получится. В лучшем случае вы получите интерьер-пародию, в котором удачно обыграны отдельные элементы античного интерьера. В худшем, увы, громоздкую бутафорию, мало пригодную для жизни.
Одно из основополагающих качеств античного интерьера – его, скажем так, многовариантность. Своим обитателям он способен предложить самые разные пространственные сценарии, а также модели поведения: все помещения здесь могут и должны быть многофункциональными. Так, проходные комнаты обязательно будут играть роль и холла, и библиотеки, и уютной гостевой комнаты. Достичь такого разнообразия можно с помощью… обычных дверей. Скажем, вам нужен холл – и тогда вы открываете обе двери, а если требуется тихое изолированное место для работы или уютных посиделок – открываете всего одну. Наверное, вы уже и сами догадались, какой важный вывод стоит сделать из всего вышесказанного: полноценный образ античного интерьера можно создать только путем кардинальной перепланировки, так что лучше о превращении квартиры в древнегреческий храм думать уже на стадии принятия первоначальных планировочных решений.
Классический элемент античной планировки – атриум, внутренний зал-двор, со всех сторон окруженный галереями с колоннами. Конечно, создать атриум в квартире весьма затруднительно, но вот в загородном доме ему самое место. Впрочем, вы и сами, наверное, догадываетесь, что атриум, не подкрепленный другими античными архитектурными формами, вряд ли будет смотреться аутентично. К числу последних можно отнести открытые балочные перекрытия; отдельные колонны и колоннады – одновременно простые и совершенные. Дорические (более строгие, по мнению греков, воплощавшие идею торжественности и мужественности) и ионические (легкие, стройные и нарядные, при желании они могут быть заменены изящными кариатидами) колонны до сих пор можно встретить не только в общественных зданиях, но и в жилых домах. Конечно, в современном интерьере колонны играют отнюдь не только конструктивную роль – прежде всего это эффектный декоративный элемент. Так, небольшие колонны могут обрамлять зеркало или размещаться на высоких деревянных пьедесталах с двух сторон кровати.
Не менее уместны в античном интерьере будут статуи. Сегодня скульптуры, как правило, изготавливаются из мрамора или шамота (разновидность крупнозернистой глины). Поддержать тему античности также можно с помощью картин или гобеленов на мифологические сюжеты. Достойная альтернатива им – высокие греческие вазы разнообразных форм.
Если античное жилище освещалось либо естественным образом (через многочисленные окна и атриум), либо факелами и огнем из очага, то в наше время на эту роль идеально сгодятся светильники в виде факелов. Если же столь прямое следование канонам кажется вам чрезмерным, можно отдать предпочтение встроенным светильникам и скрытой подсветке, рассеянный свет которой ненавязчиво напомнит о древности.
В период античности мебель была выполнена из древесины, имела подчеркнуто простые формы и лишь в исключительных случаях обивалась тканями. При этом и обивка, и покрывала, и скатерти обычно были гладкокрашеными, а по краю ткани шел характерный узор. Для декора мебели также использовалась наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета. Эта трудоемкая техника получила название интарсии, а в более поздние времена она уступила место маркетри, в которой сегодня и исполняются имитации античной мебели. Аутентичности вашему интерьеру добавят небольшие зеркала из шлифованного металла, придуманные именно древними греками. Размещать эти аксессуары нужно на столах или скамьях, но ни в коем случае не на стенах.
Древние греки вообще ничем не украшали стены, ценя подлинную грубую фактуру материала (конечно, речь идет не о голом бетоне и даже не о кирпиче, а о благородном натуральном камне). И лишь в приватных помещениях, которым по определению необходима теплота и мягкость, декорирование осуществлялось с помощью драпировок.
Не бойтесь экспериментов с тканью, это так увлекательно! Лично я всегда советую заказчикам использовать драпировки по максимуму. Например, вдоль всей стены с оконными проемами (идеально, если окон несколько) можно в три-четыре слоя повесить полупрозрачную ткань, причем так, чтобы слои (каждый своего цвета) свободно двигались друг относительно друга. Кстати, комбинировать можно не только различные цвета (желательно все же не контрастные, а пастельные), но и прозрачность полотнищ: чередование темных простенков и светлых проемов придаст всему помещению дополнительную глубину и сложность.
Текст: Яна Таис | Фото: Salon, JP
Источник: Собственник