По расчетам специалистов, объем рынка лакокрасочных материалов в России составит в 2002 году примерно 800-850 тыс. тонн. Показатель среднедушевого потребления у нас равен 4,8-5 кг на человека в год, что пока значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако в последние годы наблюдается рост объемов рынка ЛКМ, что свидетельствует об увеличении спроса на эти материалы со стороны основных групп потребителей: промышленности, населения и строительных организаций.
То, что в обиходе называют "красками", на самом деле представляет собой более широкий класс продукции.
Главное понятие здесь - лакокрасочный материал (ЛКМ): так называют некую субстанцию - жидкость или порошок, которая путем соответствующих технологических операций может быть превращена на поверхности твердого тела в прилипающую к нему твердую пленку. Такую пленку называют лакокрасочным покрытием. ЛКМ разделяют на шесть видов: лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки, порошковые краски.
В настоящее время в России изготавливается около 2000 видов ЛКМ. И конечно же, разобраться в этом множестве можно лишь в том случае, если его представители будут строго классифицированы и если названия у них будут не случайными, а отражающими их сущность и назначение. Поэтому в соответствии с ГОСТом каждый лакокрасочный материал получает определенное название в виде шифра.
Шифр представляет собой последовательность групп знаков, например, "Эмаль ПФ-115 синяя". Первое слово является собственно названием лако-красочного материала (они перечислены выше). В данном случае - это слово "эмаль". Вторая группа знаков в шифре (две или три прописные буквы) указывает на химическую сущность пленкообразующего вещества. В нашем примере это ПФ, что является аббревиатурой названия "пентафталевая" - таков пленко-образователь в этой эмали. Затем следует номер эмали и ее цвет.
Российский рынок, в отличие от западного, имеет свою специфику и делится на три ценовых сегмента.
Дешевый - это, как правило, продукция отечественных производителей с невысоким, но приемлемым для потребителя уровнем качества. Цена на такие краски составляет не более 1-1,5$ за кг. Основные потребители - население с низким уровнем дохода и строительные организации, которым требуется покрасить значительные площади.
Средний сегмент включает марочную продукцию отечественных и зарубежных производителей. Уровень качества выше, нежели в "дешевом" сегменте, цена составляет 2-3$ за кг, а рассчитана эта продукция на частных потребителей со средним уровнем дохода, строительные организации, производящие отделочные работы и т. д.
В дорогой сегмент входит продукция в основном западных производителей. Уровень качества здесь наиболее высокий, а цена составляет от 3,5$ за кг и выше. Потребителями этой продукции являются домохозяйства с высоким уровнем дохода и строители-отделочники дорогих квартир.
Неудивительно, что большая часть продаж приходится именно на сегмент дешевой продукции, хотя в последнее время наметились тенденции к увеличению продаж продукции более высокого качества. Что же касается ассортимента, то на российском рынке преобладают лакокрасочные материалы на органических растворителях. Вододисперсионные краски только недавно начали приобретать популярность.
По территориальному признаку важной характеристикой отечественного рынка лакокрасочных материалов является концентрация производства в ограниченном числе районов, прежде всего в центре и на юге России. Еще следует отметить, что в ближайшие годы можно будет ожидать роста объемов этого рынка. Основанием для такого утверждения служат, прежде всего, благоприятные прогнозы в отношении развития основных секторов экономики.
Серьезные позиции на российском рынке лакокрасочных материалов занимают зарубежные компании, например, Tikkurila, Dualest, Jobi и некоторые другие. Эти компании обладают большим опытом, солидной научной и производственной базой и потому поставляют на наш рынок очень качественные ЛКМ. Причем самых разных марок: строительные и отделочные краски для широкого круга потребителей, продукты для защиты и отделки дерева, специальные строительные краски и т. д.
Недостаток у импортных красок один: они довольно дороги. Конечно, сейчас и в России достаточно богатых клиентов и организаций (которые не экономят на покраске и отделке), но все-таки немалое число потребителей делают выбор в пользу более дешевой продукции. И тут главное, чтобы дешевизна не отражалась катастрофически на качестве.
На сегодняшний день ряду отечественных производителей красок удалось сформировать мощную производственную базу, отвечающую стандартам европейского уровня. Лидерами рынка ЛКМ в России являются три крупные компании: "Яро-славские краски", "Эмпилс" и "Текс".
Оборудование, которое используют эти производители, способно выпускать лакокрасочную продукцию очень высокого качества и таким образом заполнять все ценовые сегменты российского рынка. При этом важно отметить, что высокотехнологичное оборудование позволяет удерживать стабильно высокое качество при относительно низкой себе-стоимости продукции и обеспечивать высокую производительность труда при низких производственных затратах.
Одним из достижений наших производителей является разработка влагостойких антисептиков нового поколения "Биостоп". От стандартной продукции этот антисептик отличается в первую очередь долговечностью: производитель дает 10-летнюю гарантию сохранности любой поверхности от гниения, плесени, грибков и т.д. "Биостоп" существенно снижает влагопо-глощение древесины, в то же время сохраняя ее "дышащие" свойства, поскольку создает на ее поверхности не сплошную пленку, а кристаллическую решетку. Аналогов такой продукции за рубежом нет; при этом среди высококачественных антисептиков "Биостоп" обладает невысокой стоимостью.
Объем производства лакокрасочных материалов растет ежегодно, и существующий ассортимент продукции постоянно расширяется. Качество ЛКМ отечественных производителей - лидеров рынка - уже достигло европейского уровня, а их стоимость значительно ниже импортных аналогов. Для обеспечения высокого качества лакокрасочных материалов наши производители стараются использовать лучшие импортные и отечественные сырьевые компоненты, а также контролировать качество на разных этапах производства. Хотя задача лидеров - не только "догонять Запад", но и двигаться вперед, причем самостоятельно, для чего необходима научная база, оснащенные современным оборудованием лаборатории и т. д.
При этом важно думать о клиентах с разной платежеспособностью, ориентируясь на оптимальное соотношение цена/качество. Отечественный потребитель уже вполне оценил возможности нашего производства и качество российской продукции. Не обманывать эти ожидания и в дальнейшем - вот одна из задач, стоящая перед компаниями, лидирующими в сфере производства лакокрасочных материалов.
Материал подготовлен при участии специалистов холдинга "Текс"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru