Керамическая плитка и керамогранит – настоящие хиты среди всех известных сегодня отделочных материалов. Диктуют моду в этой области преимущественно итальянские и испанские производители. Каждый год на керамической арене появляется нечто необыкновенное, невиданное. Мягкая элегантность и теплые новшества – вот ключевые керамические тенденции, которые были заявлены на прошедшей недавно «CERSAIE-2006».
Выставка «Cersaie» проходит ежегодно в итальянской Болонье и пользуется огромной популярностью.
Одних лишь представителей прессы здесь бывает более 600. Итальянцы в этом году особенно радушны: экспорт керамических изделий, выполненных именно здесь, вырос на 3% – и это после пяти лет стабильности в условиях изрядной насыщенности рынка! Есть чему порадоваться. Однако ни хозяева выставки, ни ее гости, приехавшие сюда из 31 иностранного государства, не намерены почивать на лаврах и, как обычно, порадовали посетителей выставки оригинальными новинками.
Компетентными экспертами отмечено выраженное стремление к элегантности и использованию теплой колористической гаммы.
Новые тенденции делают более полным использование цвета, позволяют экспериментировать, создавая самые необычные комбинации, при этом избегая холодных или угрюмых композиций. Металлы, теперь уже закрепившиеся в керамике, стали более мягкими, более легкими и более теплыми. В моде плитки, не целиком покрытые металлическим напылением, а лишь слегка металлизированные поверхности, там, где металл нанесен в виде прожилок. Актуален цвет состаренной меди, а также по-прежнему на высоте фавориты прошлых лет – золото, серебро, платина.
Отчетливо проявились тона, знаменующие обращение к природе: это золотистые и медовые оттенки, мягкий колорит морских водорослей, имитация пробки. Огромный ассортимент такой продукции, в частности, показала немецкая компания «Steuler» (коллекция «Terra Novа») и многие представители итальянских и испанских компаний.
Материалы стали доступны в невиданном доселе диапазоне размеров. Керамогранит, например, можно найти даже в размере 34 Ѕ 34 см и 34 Ѕ 54 см. При этом столь широкий ассортимент плитки сопровождается крошечными соблазнительными деталями, которые становятся акцентами в отделке и привлекают внимание. Особенно популярны бордюрные плитки с цветочным орнаментом. Интерес вызвали декоративные элементы с необычными фактурными поверхностями, например, декор серии Velvet Ground компании «Refin», выполненные в формате 60 Ѕ 120 см. По сути, акцентирование на декоре – это поиск гармонии в качестве ключа к керамической отделке таких помещений, как гостиная, спальня, библиотека и т. д.
Притягивают взор керамические изделия, выполненные вручную. Их производителей в Европе немало. Тонкие художественные бордюры ручной работы часто бывают сделаны с артистической виртуозностью. Например, компания «Le Ramble» представила декоры, сделанные в бисерной технике. Керамические изделия, словно бы украшенные бисером и от этого больше похожие на вышивку, чем на привычную всем плитку, – это действительно нечто новое и интересное.
Художественные панно, напоминающие о старой парче и гобеленах, демонстрируют желание сделать более нарядным интерьер любых помещений.
Тканевые панно представлены в широком ассортименте, от классической «Chanel» до самой современной хлопчатобумажной ткани. Керамические поверхности подражают фактуре бархата, удивительной структуре жатой ткани, теплоте кожи.
Интересную новинку показала на выставке компания «Petracci’s»: ее новая коллекция «Tango» создает иллюзию применения в отделке керамической плиткой витражной техники.
Стиль восемнадцатого столетия – цветочные орнаменты, волны и образы круга – взят на вооружение производителями. Большинство компаний демонстрирует заново открытый романтизм, робкий и наивный. Не обращаясь к агрессивным цветам, дизайнеры заново открывают простоту, которая делает керамические изделия идеальными для нового творческого поиска.
Многие компании вышли на выставку с образцами, еще не запущенными в производство, желая увидеть реакцию публики на их изыски, прежде чем сделать производство массовым.
Часть производителей не стала тратить усилия на выпуск новинок (в частности, так поступила компания «Bisazza»), сосредоточившись на том, чтобы довести до идеального состояния разработки предыдущего года – расширить цветовую гамму и размерный ряд, найти новые способы использования плитки. Таким образом, актуальными остались модные цветочные панно, фотопринты и другие прошлогодние тенденции.
Продукция производителей керамической плитки и керамогранита сегодня лидирует среди прочих отделочных материалов не без причин. Именно эти изделия характеризуются многообразием линейных размеров, хорошими эксплуатационными качествами и неограниченным творческим потенциалом. Новинки «Cersaie-2006» – это смешение элегантности, сложных фактур и очаровательных идей.
Татьяна Зеленова
Общее впечатление от выставки – плитка уверенно выходит за пределы привычных нежилых помещений, вытесняя при этом другие напольные и даже настенные покрытия. Это подтверждают и данные общемирового потребления плитки – за 2005 год прирост потребления составил около 15%. Основой для этого являются два аспекта – улучшение потребительских свойств материала, явившиеся результатом совершенствования технологий, и возрастание роли дизайна плитки. И если пик технологических нововведений, наблюдавшийся в керамической промышленности в предыдущие годы, по нашему мнению, уже преодолен, то экспериментирование производителей в области дизайна находится в апогее. Выставка продемонстрировала всеобщую гонку за тотальной имитацией. Имитируется все: природные и отделочные материалы, кожи, ткани и проч. Верх имитации – воспроизводство некоторыми фабриками шерсти животных с выраженной детализацией волокон. И что поразило на выставке более всего – имитация одним из производителей обратной стороны плитки на ее лицевой поверхности. Очевидно, что это скорее эпатаж, нежели рациональное желание дизайнеров запустить данную коллекцию в производство (следует отметить, что часть представленных коллекций, как показывает опыт предыдущих лет, так и останется в прототипах). А вот что имеет существенные шансы на коммерческий успех, так это развитие флористических коллекций – яркие и крупные выразительные цветы составляют основу многих представленных коллекций. Показались интересными также коллекции плитки, имитирующей тканевые драпировки стен. В предлагаемых типоразмерах настенной керамической плитки мы отметили следующую особенность. Наблюдаемая в предыдущие годы тенденция увеличения размерности плитки (например, 30 х 60 см и более) приостановилась, наблидается даже движение в обратную сторону. Однако с существенными отличиями – все чаще можно увидеть плитку, имеющую небольшую ширину, например 20 см, но значительно большую длину – до 50 см.
Вадим Карин, генеральный директор фирмы «Novus»
Источник: Журнал "Загородное обозрение"