Однако то, что хорошо для машин, - плохо для пешеходов. По данным проведенных исследований при укладке асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, а также их эксплуатации выявлены загрязняющие вещества, вызывающие до 10 % всех заболеваний в крупных городах. Кроме того, асфальтовое покрытие водонепроницаемо, оно нарушает естественную циркуляцию воды.
Дождь, смешиваясь с битумными компонентами, испаряется и вместе с выхлопными газами образует смог, своеобразный экран, нарушающий естественный обмен воздуха в атмосфере. Поэтому в Европе покрытие асфальтом заменяют на искусственный камень (тротуарная плитка), оставляя асфальт лишь на скоростных магистралях, где требуется безупречная гладкость поверхности. Кроме этого использование искусственных элементов имеет и практическое значение. Плитка эксплуатируется дольше, чем асфальт, значительно упрощается ремонт и замена тротуаров, а также ремонт инженерных сетей. Хотя устройство плиточных тротуаров дороже асфальтовых более чем на одну треть, за 3-4 года эксплуатации эти затраты окупаются.
В последние годы в России также стали применять европейский опыт, что можно заметить по изменившемуся облику тротуаров и внутренних площадок крупных городов.
Тротуарная плитка - технологичный материал, позволяющий производить укладку дорожек и площадок любых размеров и конфигураций. Укладка плитки по песчаному основанию имеет ряд преимуществ по сравнению со сплошным асфальтобетонным покрытием:
- на поверхности такого покрытия не образуются лужи, так как вода свободно уходит через зазоры между плитками;
- плиточное покрытие не нарушает естественную потребность зеленых насаждений в водо- и газообмене, что благоприятно сказывается на экологии окружающего пространства;
- при необходимости проведения ремонтных работ (например, прокладка подземных коммуникаций) тротуарную плитку можно легко снять, провести необходимые работы и уложить снова;
- в летнее время нагрев покрытия из плитки значительно меньше, чем из темного асфальта; при этом плиточное покрытие не размягчается и не выделяет летучих продуктов.
Кроме тротуарной плитки из декоративного цементного бетона могут производиться и разнообразные элементы садово-паркового дизайна.
Для производства бетонной тротуарной плитки используют два метода:
- вибропрессование жестких смесей с низким водосодержанием (низким В/Ц);
- вибролитье с использованием пластифицирующих добавок.
Оба метода позволяют получить бетонную плитку с низкой пористостью благодаря малому содержанию воды в бетонной смеси и обеспечению плотной укладки бетонной смеси с применением механических воздействий (вибрирование или вибропрессование). Какого-либо принципиального преимущества у каждого из этих методов нет. Однако обеспечение гарантированного качества продукции легче достигается при использовании вибролитьевого метода с применением смесей с пластифицирующими добавками. Кроме того, технология вибролитья позволяет получить тротуарную плитку с большим выбором рельефных рисунков.
Hа сегодняшний день тротуарную плитку методом вибролитья в пластиковых формах производят более чем в 100 городах России. Количество производителей стремительно растет, так как для того чтобы начать производство, нужно совсем немного: помещение площадью 100-300 м2, трехфазное электроснабжение, 1-2 бетономешалки, 1-2 формовочных стола, распалубочный стол и комплект пластиковых форм. Всего этого будет достаточно чтобы производить фигурную брусчатку, квадратные плиты различной толщины, фасадную плитку под натуральный камень и т. д.
К тротуарной плитке предъявляются жесткие требования по морозостойкости (не менее 200 циклов замораживания и оттаивания), прочности (не менее 30 МПа), водопоглощению (не более 5%) и истираемости (не более 0,7 г/см2). Для приготовления бетона обычно используют портландцемент М 500. В качестве мелкого заполнителя следует применять строительные пески с модулем крупности не ниже 2, а в качестве крупного заполнителя - щебень из магматических горных пород (например, гранитный) фракции 5-10 мм.
Для повышения морозостойкости, прочности и улучшения технологических свойств бетона в бетонную смесь следует вводить комплексную добавку, содержащую пластифицирующий компонент (С-3 или ЛСТ) совместно с воздухововлекающим или гидрофобизующим (СНВ или ГКЖ-94) компонентом.
Ориентировочно расход компонентов бетонной смеси на 100 м2 плитки толщиной 6 см составляет:
- цемент - 3,6 т;
- щебень гранитный фракции 5-10 мм - 4, 5 т;
- песок - 4,5 т;
- пластификатор С-3 - до 0, 7 % от массы цемента;
- воздухововлекающая добавка СНВ - до 0, 02 % от массы цемента;
- пигмент - 2:5 % от массы цемента.
Изготовление цветного декоративного бетона невозможно без применения пигментов. Пигменты должны быть устойчивы к щелочной среде твердеющего цементного вяжущего; кроме того, они должны быть свето- и атмосферостойкими. Пигменты не должны растворяться в воде затворения. Этим требованиям лучше других отвечают неорганические оксидные пигменты. С помощью таких пигментов можно получить практически любой тон, и, в первую очередь, приглушенную цветовую гамму, которая свойственна природе. Добиться получения чистого цвета, например желтого или голубого, можно, используя белый цемент.
Следует отметить, что излишнее увеличение тонкодисперсной фракции в виде пигментов может привести к ухудшению качеств бетона (снижению прочности, морозостойкости и т. д.). Цвет бетона зависит также от соотношения воды и цемента и количества цемента в бетоне. При твердении бетона избыток воды испаряется и оставляет в бетоне мелкие поры, которые рассеивают свет и "просветляют" бетон. Чем выше В/Ц, тем светлее кажется бетон. Поэтому при производстве плитки методом вибропрессования (с очень низким В/Ц), невозможно получить бетон насыщенных цветов.
Для повышения долговечности бетона, его износоустойчивости и сопротивления удару в бетон можно добавлять полипропиленовые, полиамидные или стеклянные щелочестойкие волокна длиной 5:20?мм и диаметром 5:50 мкм в количестве 0,7: 1,0 кг на 1м3 бетона. Волокна, обладающие хорошей дисперсией, образуют в бетоне трехмерную решетку, которая значительно повышает силы сцепления.
Многие отечественные фирмы выпускают тротуарную плитку с использованием передовых зарубежных технологий. По немецкой технологии "Knauer" выпускаются прямоугольные, шестигранные и фигурные изделия различных цветов - красного, серого, зеленого, коричневого с высокими техническими параметрами: прочностью 500 кг/см2, истираемостью 0,3-0,5 г/см2 и морозостойкостью 300-350 циклов. Такая плитка длительное время выдерживает резкое колебание температур, и дождь и сырость, высокую интенсивность нагрузок.
Бетонную одежду для мостовых и тротуаров предлагают иностранные фирмы. Финские плитки "Kolor Kivi" самых разнообразных фирм и пяти вариантов цветов имеют прочность до 400 кг/см2, истираемость - 0,52 г/см2 и морозостойкость - 150 циклов, они обладают повышенной стойкостью к воздействию агрессивных сред. Кроме улиц и тротуаров, такие плитки можно использовать на автозаправках и автостоянках.
Наряду с тротуарной плиткой и монолитными бетонными покрытиями, имитирующими естественный камень, для мощения тротуаров и пешеходных дорожек применяется клинкерный кирпич. Высокая прочность и шероховатость поверхности позволяют с успехом использовать его для этих целей.
В заключение приведем основные этапы монтажа тротуарной плитки:
- убирают грунт и в выемку помещают "подушку" из слоя гравия или щебня, которую уплотняют с помощью воды и выравнивают;
- поверх этого слоя равномерно рассыпают песок, участок разравнивают;
- в соответствии с выбранным вариантом рисунка укладывают плитку, при стыковке плиток друг к другу оставляют небольшой зазор;
- швы между плиткой заполняют сухим песком;
- по краю площадки мощения устанавливают и закрепляют бордюрный камень.
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 27 за 2006 г.