Продолжаем ту актуальную тему, которую мы подняли в предыдущих частях. (Кто не читал - можно просмотреть сейчас: Богемный стиль или как сделать ремонт за 3 копейки. Часть 1, Делаем афростиль, или как сделать ремонт за три копейки. Часть 2). И сегодня мы поговорим об интерьере в японском стиле.
А именно - о декоре окон. Всем, конечно, известно, что в японском доме окон, в привычном нам понимании, не было. Свет в помещения проникал через наружные стены-перегородки "сёдзи", которые делались из полупрозрачной белой бумаги. А нам, европейцам, надо обязательно на окна какую-нибудь тряпочку да повесить. Без ткани на окнах в доме нет уюта, в интерьере - законченности, психологически ощущается какая-то незавершенность, словно ремонт ещё продолжается. Мы привыкли украшать окна. И давайте мы украсим их по-японски. И не занавесками - "японскими панелями", это уже есть почти в каждом доме, а у кого нет - тот к ним присматривается. Останавливает только цена: механизм-полозья, естественно, стоит не дёшево. Будем делать совершенно новое, дизайнерское убранство окна в лучших традициях дзен-буддизма и синтоизма. Будем думать по-японски.
Это значит через природу, через её созерцание, постичь себя и окружающий мир. Через размышления проникнуть в суть вещей, слушая шум ветра в соснах или любуясь первым выпавшим снегом. Уйти от повседневной суеты, обрести душевное равновесие и внутреннее просветление, сидя перед журчащим ручьём и группой камней под названием "Переправа тигрицы с тигрятами через бурный поток". Представить себе, интуитивно ощутить этот образ, стать соавтором мастера камней, переживая такое же откровение, какое ощутил художник, создавая своё произведение. В японском доме стоит одна ваза, но этот предмет наделён особым смыслом. В вазе - один цветок, потому что он заключает в себе красоту всех цветов Вселенной. Другие просто не нужны. Японский минимализм не надо путать с количественным минимализмом. Там много категорий прекрасного. Считается, что чаша для чая только тогда станет совершенна, когда её глазурь покроется от времени сетью трещинок-кракелюр.
Японский дом не мыслим без окружающей его природы. Человек всегда смотрел из интерьера вовне. Внешние стены дома могли раздвигаться, и тогда хозяева любовались специально организованным садом, где каждый элемент нёс свою символику. По этой причине в ранних светских домах-"сёинах" отсутствовала идея фасада как границы дома и окружения. А темой декоративных дворцовых росписей был окружающий пейзаж.
Вот на этих принципах покоится тот декор окна, который я назвала совсем по-японски: "Красавица и самурай в весеннем саду". Представляем себе - он, с суровым обветренным лицом, говорит быстро и отрывисто. Толи говорит, толи ругается, толи отдаёт команды. Смотрит в землю, а поднимает глаза с каким-то отчаянием. Она: белое лицо, красные губы, чёрный шелк волос. Рукава кимоно - словно крылья райской птички, голос нежный. Что их свело вместе в это весеннее утро среди цветущей саккуры, чьи цветы так прекрасны?
Сначала покупаем круглый карниз для штор, одна заглушка которого будет обычная, круглая, а другая - острая, как наконечник копья. Да, это наш самурай, точнее его копьё, которое можно дополнить декоративными кистями (см. фильм "Последний самурай"). Конечно, колоритнее было бы взять самурайский меч, но для окна он будет, пожалуй, маловат. Ведь это копьё мы должны будем обвить, задрапировать тканью. Вот она - самая главная часть нашей композиции. Что это будет, пояс или шарф нашей красавицы? Только этот небольшой кусок ткани должен быть прекрасен и чуть-чуть жестковат. Вокруг копья он должен образовывать живописные упругие складки (не путать с классическим и регулярным ламбрекеном). Крепится вся ткань на "липучки", чтобы было удобнее снимать и одевать. Один свисающий конец нашего "пояса" может быть длиннее второго, особенно если вся ваша композиция асимметрична. А теперь самое символичное - цветы саккуры. Они продаются у цветочников в виде цветов из ткани на пластиковой ветке. Цветы с ветки мы снимаем и накручиваем на длинные нити или леску. Накручиваем неравномерно: один цветок, два цветка, много, опять один. Все вместе эти нити- гирлянды, подвешенные на древко копья должны создать ощущение цветущих деревьев. На концы нитей надо привязать те металлические палочки и кружочки, которые звенят в восточных ветряных колокольчиках (не знаю, как их зовут).
Если вам не попались эти ветки с цветками - не расстраиваемся. Маленькие нежные, кое-где розовые цветочки можно сделать своими руками. Кто-то умеет сам делать цветы из ткани. Искусство это сейчас почти не используется, (просто потому, что дизайнеры не знают - как.) Или делаем эти цветки из бумаги. Все мы резали в детстве снежинки к Новому Году из папиросочной бумаги. Ну вот, берём бумажный квадратик, складываем в 3 или в 4 раза и вырезаем по краю абрис лепестка. Разворачиваем, складываем друг на друга стопочку таких же нежных кружавчиков, сминаем в складки по середине. Цветок готов. Ну чем не оригами?
Нити с копья свисают почти до подоконника и тихо звенят. Можно всё это подсветить галогенками, встроенными в потолок.
А теперь мы садимся напротив с чашкой чая, слушаем и созерцаем. Убранство это зимне-осеннее, когда не надо защищать комнату от палящих солнечных лучей. И когда так хочется мечтать о весне. И вам, может быть, как и мне, придут на ум стихи совсем по-японски:
Красавица и суровый воин.
Может это любовь?
Цветы сливы тихо качаются.
А летом это всё надо снять. Лето - это совсем другая стихия, шумная, бурлящая. Летом надо делать занавески с янтарём. Но это - совсем другая история.
По материалам сайта www.arhistar.ru
Статья о строительстве получена: VashDom.ru