Последние несколько лет российский рынок вентиляционного оборудования и систем центрального кондиционирования развивается очень быстрыми темпами. Учитывая начавшийся в стране строительный бум, это не удивительно. Как грибы после дождя, появляются новые современные здания, в массовом порядке реконструируются гостиницы, офисные комплексы, производственные помещения.
Все это привело к резкому увеличению спроса на воздуховоды всех типов. По некоторым оценкам ежегодно стране требуется более 3 млн.
м2. Львиную долю от этого объема составляют металлические воздуховоды прямоугольного сечения. Почему? Все просто. В большинстве случаев приходится размещать вентиляционные каналы в ограниченном пространстве, например, над подвесными потолками. В этом случае, при одинаковой высоте круглого и прямоугольного воздуховода, сечение последнего может быть в пять раз больше. А при одинаковом сечении высота круглого воздуховода больше всегда. При соотношении высоты и ширины прямоугольного воздуховода разница составляет 2,26 раза, что хорошо видно на рисунке 1.
Рисунок 1. При одинаковой высоте, сечение прямоугольного воздуховода может превышать сечение круглого в 5,1 раза. При одинаковом сечении высота круглого воздуховода больше в 2,26 раза
Использование прямоугольных воздуховодов позволяет обойтись подвесными потолками меньшей высоты. Возьмем конкретный пример.
Для того чтобы обеспечить трехкратный воздухообмен в 120 метровом помещении с высотой потолка 2,7 метра, необходим круглый воздуховод высотой 35 см. В тоже время минимальная высота прямоугольного воздуховода в данном случае ограничена только размерами соединительных уголков и равна 16 см. Очевидно, что в подобной ситуации вариант с воздуховодами круглого сечения просто неприемлем, так как оставляет слишком мало жизненного пространства.
Еще один более чем весомый аргумент в пользу прямоугольных вентиляционных каналов - это стоимость оборудования, необходимого для их производства. Чтобы наладить выпуск круглых витых воздуховодов необходимо инвестировать порядка 250,000-300,000 долларов, в то время, как комплект современного оборудования для производства прямоугольных воздуховодов обойдется максимум в 50,000 долларов, хотя во многих случаях удается обойтись и более скромной суммой. Позволить себе инвестиции в сотни тысяч долларов может далеко не каждая фирма, поэтому предпочтение зачастую отдается более доступному оборудованию. Все это наглядно объясняет, почему более 60-65% рынка приходится именно на прямоугольные воздуховоды.
На сегодняшний день существует три основных способа соединения воздуховодов и фасонных изделий: реечный, фланцевый и, наконец, наиболее популярный - с помощью шины и уголка.
Реечное соединение имеет массу недостатков, главный из которых - низкая герметичность воздуховода. При таком способе соединения до 30% подаваемого в вентиляционный канал воздуха уходит через стыки между воздуховодами. Другими словами реальная производительность вентилятора должна быть в 1,5 раза выше расчетной. Кроме того, в наших климатических условиях, в холодное время года при подаче свежего воздуха с улицы в местах утечек может происходить конденсация влаги со всеми вытекающими последствиями.
Фланцевый способ соединения воздуховодов, который доминировал во времена СССР, распространен достаточно широко, но неуклонно теряет свои позиции. Причина достаточно проста. Для соединения воздуховодов используются фланцы 6 различных типоразмеров, для рубки которых необходим пресс с соответствующим набором штампов. Еще один штамп необходим для изготовления соединительных отверстий. Кроме того, нужен сварочный участок. Организовать подобный процесс можно только в условиях крупного предприятия, поскольку стоимость гидравлического пресса и штампов достаточно велика и окупается только при очень солидных объемах производства. Сюда необходимо добавить постоянные эксплуатационные затраты на обслуживание дорогостоящего оборудования. Другой минус - отсутствие гибкости. Если заказчик изменил конфигурацию воздуховодов, заранее нарубленные фланцы обычно идут на переплавку.
Все эти причины привели к тому, что в последние годы все большую
популярность приобрел способ соединения воздуховодов с помощью шины
и уголка, изобретенный немецкой фирмой
На сегодняшний день в столице существует несколько отечественных производителей шины и уголка и большое количество поставщиков импортной продукции. При внешней похожести она может существенно отличаться своей конфигурацией (фото 1, разные виды шин). От этого во многом будет зависеть как удобство применения, так и качество соединения элементов вентиляционной системы.
Фото 1. Слева профиль без четкой границы между участками изгибов, обеспечивающих защемление воздуховода
Так каким требованиям должна отвечать шина? Прежде всего - достаточная жесткость. По стандарту толщина стального листа, из которого изготовлен профиль, должна быть не менее 0,7 мм, хотя практика показывает, что лучше брать с небольшим запасом - 0,8 мм; для шины с планкой 20 мм и 1 мм для больших размеров. Немецкая продукция зачастую не отвечает этим требованиям, вписываясь, однако, в немецкий стандарт 0,7+10%. Однако при больших размерах воздуховодов шина, изготовленная из стали 0,63 мм, ведет себя не лучшим образом и в ряде случаев теряет жесткость. Не лучше и другая крайность, когда для тонкостенного воздуховода небольших размеров берут шину из миллиметрового листа.
Еще более принципиальным является соблюдение четкой геометрии профиля. Особенно важно наличие четкой границы участка, который используется для соединения шины с воздуховодом. Если ее нет, и при пуклевке инструмент попадает на наклонную плоскость, это приводит к поломке комплекта пуансонов, стоимостью 150-180 долларов. Представленный на фото новый отечественный профиль, полностью исключает подобную возможность.
Еще одна важная особенность новой отечественной шины состоит в том что она, совместима со всеми имеющимися на рынке уголками, как отечественного, так и импортного производства.
Впрочем, работать с зарубежными производителями становится все менее интересно. Повышение курса Euro по отношению к USD уже привело к существенному удорожанию всей европейской продукции. К тому же при работе с импортом периодически возникает нехватка шины или уголка, оперативно восполнить которую зачастую не получается. Если же производство находится в России, вся номенклатура постоянно имеется на складе.
Важно отметить, что при всех перечисленных преимуществах новая отечественная шина вполне конкурентоспособна как с сопоставимыми по качеству импортными образцами, так и с российской продукцией.
Материал подготовлен рекламным отделом компании
Предоставлено журналом Мир климата
Статья о строительстве получена: VashDom.ru