Современный загородный дом трудно представить без системы отопления. В настоящее время поставкой, производством и монтажом таких систем в нашем городе занимается столько фирм, что уже настал момент каким-то образом координировать свои действия. С этой целью по инициативе Ассоциации "Загородная недвижимость" и журнала "Загородное обозрение" в Русском фонде недвижимости 5 ноября и был собран очередной "круглый стол".
Встреча началась с вопроса: как сделать, чтобы заказчик обратил внимание на продукцию и услуги той или иной фирмы? Смысл данного "круглого стола", по мнению устроителей, и заключается как раз в том, чтобы потенциальный клиент, прочитав мнения представителей разных фирм, составил четкое суждение об этом рынке.
Предложенную тему развил присутствующий на встрече директор по развитию фирмы "Маглайн" Д. Воронов, поскольку эта компания имеет большой опыт представления своей продукции заказчикам. Была подчеркнута необходимость совместной работы, выработки общей классификации услуг и предлагаемого оборудования. Здесь должна быть ясность, то есть название той или иной системы отопления должно четко ассоциироваться у заказчика с набором выполняемых функций и той или иной степенью комфорта.
Далее по традиции был проведен блиц-опрос представителей различных фирм, которым было предложено коротко рассказать о себе, об итогах года и об актуальных для рынка систем отопления проблемах. Представитель известной фирмы "Ольсберг", которая занимается установкой в домах печей и каминов, в качестве проблемы обозначил необходимость взаимосвязи отдельных фирм в процессе работы по установке и отладке системы отопления. Те, кто занимается установкой различных инженерных систем (равно как и проектировщики дома), для достижения эффективности должны работать в тесном контакте. Год был оценен как успешный; и высказывание повторили потом многие присутствующие. Это в очередной раз подтверждает интенсивное развитие рынка загородной недвижимости в целом.
В процессе опроса постепенно выявилась одна из наболевших проблем: неподготовленность заказчиков, которые, как правило, не могут четко сформулировать задачу, чем создают обоюдные трудности в работе. Главный инженер фирмы "Хогарт-Нева" И. Попов сказал, что иногда приходится напоминать основные положения школьного курса физики, объяснять основы функционирования систем отопления и т. д. Приоритет у заказчика нередко имеют дизайнерские решения, под которые приходится подстраиваться теплоэнергетикам; однако сделать при таком раскладе предпочтений эффективную систему отопления зачастую не удается. Для увеличения таких возможностей и нужно собираться на круглых столах, чтобы совместными усилиями воспитывать заказчиков.
Следует сказать, что системы отопления могут быть самыми разными: одни фирмы поставляют или производят оборудование для газового отопления, другие - для электрического, причем в каждом таком варианте существует своя специализация. Фирма "Хитлайн", в частности, занимается системами кабельного обогрева и антиобледенения кровли и водостоков. Эти специфические системы, как отметил менеджер отдела оптовых продаж А. Попов, пока для многих потребителей на отечественном рынке в новинку, хотя в Европе они достаточно распространены (если вы используете такую систему, у вас на крыше никогда не будет ни снега, ни льда, ни сосулек). К сожалению, отсутствие информации влияет и на проектировщиков, которые зачастую не понимают: зачем это нужно?
А вот фирма "Weishaupt" занимается поставкой горелочного оборудования для газового отопления и для систем, работающих на жидком топливе. Коммерческий директор санкт-петербургского представительства этой фирмы П. Раша отметил, что для них - поставщиков - присутствующие на "круглом столе" являются не столько коллегами, сколько потенциальными клиентами. И это, подчеркнем, вполне нормально, ведь встречи не должны превращаться в профессиональные совещания, в их рамках прежде всего нужно налаживать и укреплять свои деловые связи и контакты. Как одна из проблем было обозначено следующее явление: заказчик, к сожалению, лишь в самый последний момент вспоминает, что в его котельной нужна горелка; а это, в свою очередь, влечет за собой ряд ненужных подгонок разного оборудования.
Есть более универсальные организации - такие, как фирма "Авантаж-строй", которая предлагает заказчикам не только системы отопления, но и другие инженерные коммуникации и даже отделку помещений. Есть и по преимуществу проектные фирмы, такие, как "Вента". Ее представитель В. Мищук сказал, что суть многих проблем проектирования также заключается в том, что заказчик не обладает всеми необходимыми знаниями и потому не может создать условия для нормальной работы проектных и подрядных фирм. В этой связи, как было отмечено, серьезную роль может сыграть журнал "Загородное обозрение", который постепенно, публикуя статью за статьей, может воспитать заказчика и в чем-то изменить ситуацию на этом рынке.
Бесспорными лидерами на нем являются все же фирмы, занимающиеся газовым отоплением, - как в силу относительной дешевизны топлива, так и по причине удобства такого рода отопления. Всем, думается, запомнилось яркое выступление генерального директора "Балтийской газовой компании" С. Нарницкого, который сказал, что системы автономного отопления получают все большее распространение как в городе, так и за городом. Одна из проблем здесь - непомерные "аппетиты" заказчиков; оглядываясь на преуспевающих соседей, они стремятся по ходу работ ввести новые мощности в отопительные системы (хотя дом уже фактически построен!), тем самым создавая неразбериху и лишнюю головную боль и себе, и подрядной фирме. Во избежание таких и подобных им явлений необходимы совместные действия и, соответственно, встречи представителей различных фирм.
У "Балтийской газовой компании", кстати, давно налажены контакты с рядом фирм, чьи сотрудники находились здесь же. При этом конкуренции бояться бессмысленно, так как рынок стремительно развивается и работы хватит всем. Успешность действий напрямую зависит от того, насколько будет больше информации друг о друге и насколько фирмы будут проявлять профессиональную деликатность по отношению друг к другу. Причиной неэффективной работы, как правило, является то, что каждый старается замкнуть весь комплекс работ на себя; а это зачастую вовсе не в пользу заказчика.
Перспектива рынка, по мнению С. Нарницкого, видится в его индивидуальной специализации и вместе с тем - в определенной унификации оборудования, чтобы его состыковка не представлялась невыполнимой задачей. Деловой же аспект был подчеркнут другим представителем этой фирмы: наш интерес, как было заявлено, состоит в том, чтобы как можно большее количество организаций и потенциальных заказчиков узнало о нас и сделало нам крупный заказ.
Впрочем, не газом единым отапливают загородные дома, о чем напомнил представитель фирмы "Орион" А. Боцула. Несмотря на относительную дороговизну электроотопления, некоторые владельцы загородных домов предпочитают именно такой способ, а заказчик, как известно, всегда прав. Дело в том, что пока далеко не все районы Ленинградской области газифицированы, а потому электрическое отопление в ряде случаев является достойной альтернативой газовому.
Как всегда на таких встречах, присутствовала "заинтересованная сторона", то есть строители. Как отметил представитель фирмы "Томик" (специализация - строительство деревянных домов) Д. Голованов, присутствие на этом "круглом столе" имеет целью познакомиться с теми, кто может в будущем выступить в роли субподрядчика. К этой же категории приглашенных можно отнести Торговый Дом "Мастер-комплект", наладивший производство бочек для жидкого топлива. Задача этой организации (вполне благородная, кстати) - подвинуть на этом рынке зарубежные компании и стать основным поставщиком для тех, кто специализируется на системах отопления, работающих на жидком топливе.
Хотя самым серьезным "заинтересованным лицом" следует считать Северо-Западную Инжиниринговую Строительную Компанию. Ее генеральный директор М. Варламов сказал, что строительная организация является непосредственным клиентом всех собравшихся здесь профессионалов. Кто-то из присутствующих поэтому давно знаком, кто-то - пока нет. Главным итогом обсуждения следует, наверное, считать необходимость комплексного подхода к строительству зданий и сооружений; и очень жаль, что на встрече отсутствуют архитекторы, поскольку именно с ними хотелось бы заниматься основными согласованиями в процессе монтажа систем. Заказчику требуется, чтобы было "красиво", архитектор делает "красиво", но затем, увы, наступает период конкретных технологических решений, а здесь мечта и реальность зачастую не совпадают.
О новом опыте работе рассказал представитель "Маглайна" Д. Воронов, подтвердив озвученную ранее идею о специализации отдельных компаний. В последнее время "Маглайн" не пытается "объять необъятное", то есть замкнуть на себя весь цикл работ; фирма разрабатывает определенные технологии, после чего передает свои наработки другим фирмам (чьи сотрудники, что нередко, уже обучались в "Маглайне"). Этот стереотип работы вполне выгоден и удобен для всех.
Рынок загородной недвижимости включает в себя не только строящиеся дома, но и построенные ранее. Работающие в сфере купли-продажи таких домов риэлтеры также заинтересованы в развитии рынка систем отопления, о чем на встрече сказал директор "Русского фонда недвижимости" А. С. Портнов. Рынок загородной недвижимости, как было отмечено, очень емкий и растущий; причем в будущем темпы развития возрастут еще больше. Поэтому такие "круглые столы" объединяют интересы как профессионалов по инженерным системам, так и риэлтерских фирм; и чем больше будет контактов, тем лучше все будут зарабатывать.
Главный редактор журнала "Загородное обозрение" С. Авдеев развил эту идею, предложив в качестве информационной платформы самое авторитетное в городе издание, посвященное загородной недвижимости. Журналисты, разумеется, не являются профессионалами в области систем отопления, однако в случае грамотной консультации со специалистами могут создать вполне компетентные материалы, которые будут осуществлять информационный обмен между фирмами, с одной стороны, и заказчиками - с другой. Причем дальнейшее сотрудничество может касаться не только рекламной сферы, но и популяризации систем, представляемых теплоэнергетиками.
Далее директор по рекламе фирмы "Виста" Д. Громадин, который вел встречу, предложил обсудить единую ценовую политику на этом рынке. Этим вопросом, как выяснилось, специально занималась фирма "Маглайн": они проводили исследования и по товарам, и по услугам, что помогло найти взаимопонимание с заказчиками. Анализ цен в ряде фирм показал, что товары и услуги одного типа и объема стоят примерно одинаково. Вопрос только в том, каким образом эти цены изначально можно представить клиентам с разными уровнями дохода. Все это четко обосновывается, аргументируется и позволяет, как минимум, "расслабить" заказчика, который совершенно напрасно ожидает, что в серьезной фирме его обязательно огорошат заоблачными ценами.
О ценовой политике на рынке печей и каминов рассказали представители фирмы "Ольсберг". Времена "дикого" рынка, как было подчеркнуто, миновали, сейчас каждая фирма имеет свою нишу, а потому нет жесткой конкуренции. Проблема, как уже говорилось, не в ценах, а в согласованных действиях с архитекторами, которые могли бы устранить ненужные вскрытия потолков и разрушения стен, когда в доме устанавливают печное отопление.
Надо сказать, что возникавшие по ходу дела небольшие дискуссии возвращались к озвученным в начале проблемам, в частности - к проблеме необразованности заказчиков. Что, пожалуй, естественно в нашей стране, где за долгие годы мы привыкли к фактически бесплатному отоплению и очень плохо представляем, каким образом все эти системы функционируют. Обсуждалась и проблема конкуренции, в связи с чем был затронут вопрос чиновничьего протекционизма тем или иным компаниям. В частности, в области газового отопления эта проблема весьма существенна, поскольку топливо имеет повышенную опасность, надзирающих организаций много, а в таком случае всегда жди злоупотреблений. Есть на рынке теплоэнергетики и ценовой демпинг, которым занимаются те фирмы, которые основную прибыль извлекают из других сфер, как правило из торговли. Таким образом лишаются работы настоящие профессионалы, которые могут здесь что-то решить.
Далее о деятельности Ассоциации "Загородная недвижимость" присутствующим рассказал ее новый исполнительный директор С. Сереженкин. Это - общественная организация, объединяющая множество фирм, работающих в сфере загородной недвижимости. А поскольку организация - всегда сильнее и богаче возможностями, чем любая фирма в отдельности, членство в ассоциации позволяет открывать многие двери, в которые одиночек, как правило, не пускают. То есть от имени ассоциации легче вести диалог с властными структурами, выступать с законодательными инициативами, озвучивать свою точку зрения и, соответственно, защищать свои интересы.
Можно также ускорить принятие каких-то законных актов и инструкций; а если еще принять во внимание деятельность журнала "Загородное обозрение", то и вопрос с рекламой решается легче. В общем, возможностей влиять на ситуацию в лучшую сторону - предостаточно, вплоть до совместной борьбы с непорядочной клиентурой. Поэтому для ознакомления присутствующим заранее были розданы необходимые документы, в частности, выписка из Устава Ассоциации, в которой говорилось о целях и задачах этой организации, а также бланк заявления, который желающие могли тут же заполнить. В заключение С. Сереженкин еще раз напомнил, что в Ассоциации созданы и активно работают разные секции, и предложил создать секцию теплоэнергетиков.
В финальном разделе "Разное" М. Варламов ознакомил присутствующих с "геотермальными системами отопления". Пока что непривычные и почти неизвестные широкому потребителю, эти системы тем не менее вполне работоспособны и, думается, в будущем будут активно востребованы. Затем, как всегда, состоялась неформальная часть, во время которой представители разных фирм могли пообщаться более тесно и предметно.
Таким образом, еще одна инициатива нашла понимание и поддержку. А рынок загородной недвижимости преодолел еще одну ступеньку на пути к цивилизованности и открытости.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru