Высоко в горах на севере Ирана лежат руины древнего города. Здесь находилось главное святилище одной из доисламских религий. Это отсюда пришли волхвы поклониться младенцу Христу.
В центре разрушенного города Шиз, построенного в эпоху Сасанидов, находится большое озеро диаметром 100 м. Монголы называли этот город Сатурик, а теперь он известен под именем Тахт-и-Сулейман («Трон Соломона»).
Сильная минерализация воды в озере, которое считали бездонным, привела к тому, что в течение тысячелетий там образовались наслоения, сформировавшие вокруг озера каменные отвесные стены-борта. Это искусственное ложе уходит вглубь на 40 м.
В доисламские времена таинственное и прекрасное озеро и его окрестности считались главной религиозной святыней Ирана. В 1959 году благодаря раскопкам, проведенным немецким Археологическим институтом, было установлено, что Тахт-и-Сулейман был священным центром зороастризма. Эта древняя религия основывается на вере в вечную борьбу между богом-созидателем и духом зла.
Три мага, или волхва, которые, как считается, пришли из иранского Севеха в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу, были, вероятно, зороастрийскими жрецами (изначально магами назывались представители одного из северо-западных иранских племен). Отсюда происходит и слово «магия», которым когда-то описывали религиозные церемонии зороастрийцев.
Взаимосвязь Тахт-и-Сулеймана и зороастризма -важное звено, соединяющее несколько тысяч нынешних приверженцев этой религии с их прошлым. Зороастрийцы покинули Персию в VIII веке, спасаясь от религиозных преследований мусульман. Контакты со своими иранскими сторонниками они сумели восстановить лишь в XV веке. Сегодня их называют парсами (персами) и живут они в основном в Пакистане и Индии. Однако их последователи разбросаны по всему миру.
История Тахт-и-Сулеймана тесно связана с возникновением зороастризма, с жизнью древних основателей Ирана - ариев (слово «Иран» переводится как «земля ариев»). Арии поклонялись силам природы, в первую очередь огню и воде как их божественным проявлениям. Поэтому местность вокруг Тахт-и-Сулеймана, где соседствуют два мощных природных феномена - вулканы и термальные озера, питаемые ключами, была для них особенно привлекательной.
Приблизительно в 600 году до н.э. арийский жрец Заратуштра (называемый по-гречески Зороастр), считавший себя пророком, попытался реформировать религиозные догматы и многочисленный пантеон ариев. Порвав с ортодоксальными верованиями, Заратуштра основал свою собственную религию - зороастризм. В новой религии имелись начала монотеизма: Заратуштра считал повелителя мудрости Ахура-Мазду верховным богом, которому помогали менее важные божества. Его борьба с демоном зла - Ангро-Майнью - должна была в конце концов завершиться победой добра и мудрости. Заратуштра учил, что человек сам должен решить, чью сторону он примет в этой схватке, и что душу человека ждет Страшный суд в загробном мире.
Новая религия вобрала в себя несколько важных элементов старой. Священным остался символ Ахура-Мазды - огонь. Его поддерживали и в храмах, и в домашнем очаге. Зороастрийцы также делали все возможное, чтобы избежать осквернения стихий. Это наглядно подтверждается их отношением к погребению мертвых.
Умерших запрещено было закапывать в землю, дабы ее не загрязнять. Нельзя было и сжигать тела - во избежание осквернения огня. Вместо этого зороастрийцы строили большие, круглые, облицованные камнем башни, называемые дахме - «башни безмолвия». Обнаженные тела выкладывались наверху. Слетавшиеся грифы оставляли после себя лишь кости, а солнечные лучи «забирали души умерших на небо». Этот ритуал парсы соблюдают и сегодня.
В III веке н. э. к власти в Иране пришла династия Сасанидов. При шахе Ардашире I, который принадлежал к жреческому сословию, зороастризм стал государственной религией.
Почти в каждом городе, деревне или провинции древнего Ирана поддерживался священный огонь. Его божественное пламя горело в храме Огня поселения Тахт-и-Сулейман. В наши дни развалины этого храма отражаются в водах озера, вокруг которого стоял древний город.
Шах из династии Сасанидов Хосров I (513-579 годы н. э.) перестроил храм Огня и возвел город в уже хорошо известном религиозном центре. Несколько ранее вырос дворец в Ктесифоне, на реке Тигр. Это был фантастический дворец, народная молва считала его делом рук джиннов. Затем Хосров I построил Тахт-и-Сулейман как место паломничества и поклонения богам. Планы Хосрова I отличались особым блеском. В Тахт-и-Су-леймане была проложена дорога для процессий, которая шла прямо от великолепного входа у главных ворот до храма Огня и далее до озера. После величественной церемонии коронации, проходившей в Ктесифоне, шахи Сасаниды отправлялись на поклонение к Тахт-и-Сулейману, чтобы получить божественное благословение перед алтарем Царского огня.
Однако Хосров I не мог предвидеть, что случится в скором будущем. В 624 году Тахт-и-Сулейман был разграблен монголами, и хотя позже они его восстановили, он никогда уже не возвратил себе былой славы. Царский огонь был погашен. Арабские завоеватели ввели другую государственную религию - ислам. В конце концов это великолепнейшее святилище окончательно пришло в упадок и превратилось в развалины.