Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.
Храм Святой Софии, насчитывающий со дня основания 14 столетий (его греческое название - Айя София), был самым святым местом Константинополя (ныне Стамбул). Это колоссальное сооружение с полукуполами, контрфорсами и отдельно стоящими строениями, весьма удачно дополненное четырьмя стройными минаретами, по одному на каждом углу, возводилось как христианская церковь; позднее один из величайших архитекторов мира превратил его в мусульманскую мечеть.
Константинополь принял на себя роль защитника классической цивилизации после разграбления Рима вестготами в 410 году н. э.
Византийские императоры стремились сделать свою столицу, расположенную на Босфоре, на перекрестке между Европой и Азией, религиозной, художественной и торговой столицей мира. В 532 году византийский император Юстиниан I, с именем которого связано немало внушительных по размерам архитектурных сооружений, приказал возвести в Константинополе храм Святой Софии.
Никто прежде не строил таких больших церквей. Юстиниан остановил выбор на двух архитекторах, Анфимии из Тралл и Исидоре из Милета, так как был уверен, что только люди, постигшие искусство математики, смогут рассчитать все углы и изгибы купола, определить напряжения и нагрузки и решить, как разместить контрфорсы и опоры. По повелению Юстиниана со всех концов империи - из Греции и Рима, из Турции и Северной Африки - везли для строительства лучшие материалы. Целой армии из 10 000 скульпторов, каменщиков, плотников, мастеров мозаики понадобилось пять лет, чтобы из красного и зеленого порфира, желтого и белого мрамора, золота и серебра создать самый грандиозный храм христианского мира. Говорят, что, войдя под его своды, император Юстиниан воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!» Внутри церковь поражает мастерским использованием света и пространства: полы из гладкого мрамора; покрытые резьбой мраморные колонны столь разнообразных оттенков, что современник Юстиниана историк Прокопий Кесарийский сравнил их с ярким цветущим лугом. А сверху все это великолепие венчает изумительной красоты купол диаметром около 30 м, сложенный из особого кирпича, который привозили с греческого острова Родос. Сорок ребер расходятся от центра купола к его основанию, в котором прорезано 40 окон - пронизанные светом, они делают купол похожим на украшенную бриллиантами корону. Архитекторам надо было не только укрепить круглый купол на прямоугольном основании, но и создать конструкцию, выдерживающую его вес. Они решили эти нелегкие задачи, разместив вокруг купола меньшие по размеру полукупола, которые, в свою очередь, опираются на еще меньшие полукупола.
Храм оставался центром восточного христианского мира почти тысячу лет, но неудачи, с самого начала преследовавшие Святую Софию, не переставали обрушиваться на нее. Не прошло и 20 лет после окончания строительства, как церковь была повреждена землетрясением и ее частично перестроили. Постепенно расхищались и сокровища храма. В 1204 году направлявшиеся в Иерусалим участники четвертого крестового похода, враждебно настроенные к восточной, православной, церкви (разделение между Римом и Константинополем было окончательно оформлено в 1054 году), разграбили внутреннее убранство собора. Последняя христианская служба прошла в храме Святой Софии вечером 28 мая 1453 года, когда византийский император Константин XI со слезами на глазах принял причастие.
В XVI веке храм превратили в мечеть. Перестройкой руководил Синан-Паша (1489-1588), один из величайших архитекторов мусульманского мира, среди творений которого дворец Топкапи и мечети, построенные для султанов Сулеймана Великолепного и Селима II. Поскольку ислам запрещает изображение людей, Синан закрасил большинство фресок и мозаик.
С 1934 года храм Святой Софии утратил всякое религиозное значение. Но для многочисленных посетителей, которые приходят сюда каждый год, это по-прежнему духовный оазис в шумном городе. И хотя внутреннее убранство этой величественной постройки уже не поражает великолепием, архитектурный блеск остается прежним.