Вопрос: Существует ли особый, американский юмор?
Артур Бергер\Arthur Asa Berger, профессор Университета Сан-Франциско\San Francisco State University, член Международного Общества Исследований Юмора:
Американский юмор в целом основан на стилистике Марка Твена - многие шутки и анекдоты появляются на базе повседневных бытовых ситуаций. В нем активно используется метод гиперболизации.
Нужно отметить, что значительную лепту в американский юмор вложили евреи.
Тридцать или сорок лет назад евреями были около 70% американских юмористов. При этом евреи составляли лишь 2% населения США. Это не значит, что их юмор был исключительно еврейским, скорее, они шутили с легким еврейским оттенком. Однако сейчас ситуация меняется. За последние 10-20 лет значительно возросло число профессиональных юмористов и комиков - афро- и латииноамериканцев. Юмористы и сатирики наблюдают за порядком в обществе, следя за соблюдением этических норм и справедливостью. Они всегда критически относятся к ситуации в стране и, что особенно важно - к самим себе, что, кстати, типично для еврейской культуры.
Лоренс Минтц\Lawrence Mintz, директор Центра Исследования Юмора\Art Gliner Humor Center, в прошлом главный редактор международного журнала Humor.
Я не могу сказать, что американский юмор обладает некими уникальными особенностями или в чем-то является специфичным. Все-таки американская культура не с неба свалилась, а сформировалась с помощью европейских и иных влияний. Структуры и формы американских шуток не отличаются от принятых в мире. Понятно, что появляются некие особые темы шуток, например, связанные с какими-то происшествиями или явлениями, не известными за границей. Однако то же самое происходит и в юморе иных народов.
Пол Льюис\Paul Lewis, профессор английского языка и литературы в Бостонском Колледже\Boston College. Автор книги о современном американском юморе.
Попытки классифицировать типичные темы американского юмора предпринимались достаточно часто. Наиболее популярные объекты для шуток - дикая природа и ее обитатели, иммигранты, ковбои, столкновения людей, принадлежащих к разным классам, расам, национальностям, этносам и обладающих различной сексуальной ориентацией. Все эти темы активно используются в современной юмористической культуре. Однако важно, что юмористические телевизионные шоу, которые по вечерам смотрят почти все американцы, чаще обсуждают недостатки и ошибки разных знаменитостей - политиков, голливудских "звезд" и т.д. Если знаменитость замешана в каком-то скандале, то она может стать всеобщим посмешищем - так произошло, например, с Майклом Джексоном.
Нужно отметить, что американский юмор немножко замкнутый. Например, перед войной с Ираком в американских СМИ были широко распространены шутки о трусливости французов и неспособности инспекторов ООН найти саддамовское оружие массового уничтожения. Гораздо реже появлялись анекдоты, критически относившиеся к американским политикам, призывавшим обуздать Саддама Хусейна, и их действиям.
Вопрос: Насколько велико значение юмора в политической жизни США?
Бергер: Юмористы очень часто подсмеиваются над политиками. Все газеты активно публикуют политические карикатуры и комиксы, которые часто имеют политический оттенок, например, критикуют Джорджа Буша и войну в Ираке. Вообще, если хочешь узнать, что на самом деле происходит в обществе, послушай комиков и юмористов. Для самих политиков очень важно обладать чувством юмора и умением легко относиться к критике. Вообще, в американском обществе ценится дружелюбие и, в том числе, чувство юмора.
Минтц: Юмор не играет большой роли в американской политике. Хотя юмор дает возможность противникам Буша изливать свою злобу, принося им некое удовлетворение от хороших анекдотов, смешных надписей на футболках и наклейках на автомобильных бамперах. Изредка политических деятелей высмеивают после допущенных ими промахов - это, конечно, может повлиять на их поведение в будущем, но, вероятно, не особо сильно. Политический юмор предназначен прежде всего для развлечения.
Льюис: Юмор всё чаще и больше сознательно и преднамеренно используется в политических сражениях. Остроумное осмеяние противника - излюбленное оружие профессиональных создателей шуток и блоггеров. Сатирики, обсуждающие некие важные вопросы, способствуют ведению в обществе открытой дискуссии.
В то же время, помощники политиков придумывают шутки для своих боссов, стараясь показать, что это человек вменяемый, остроумный и заслуживающий доверия. Политики используют чувство юмора, чтобы приблизиться к народу. Хорошие шутки, изначально приготовленные для избирательной компании, отвлекают внимание граждан от серьезных проблем.
Вопрос: Кто придумывает шутки?
Бергер: Все хотят узнать ответ на этот вопрос. Существует ряд теорий, которые объясняют происхождение шуток и анекдотов. Например, что бизнесмены на Уолл-Стрит придумывают анекдоты, когда им нечего делать. Ясно, что все это чепуха. Однозначно известно одно: все шутки откуда-то берутся.
Ученые всегда интересовались этим вопросом. Начиная с Аристотеля, написавшего книгу о комедии, к сожалению, утраченную. Фрейд считал, что юмор исходит от скрытой агрессии, направленной на женщин, политиков и т.п. Есть теория, утверждающая, что комический эффект создается с помощью несоответствия ожидаемого с произошедшим на практике. Сторонники другой теории говорят, что все происходит из чувства превосходства - люди смеются над теми, над кем они ощущают превосходство. Есть еще одна гипотеза: она гласит, что мы можем свободно смеяться над темами, которые могут в реальной жизни нас обидеть, а юмор входит в так называемую "сферу игр". Лично я считаю, что существуют 45 способов вызывать смех, которые использовались везде и всегда, начиная с Древнего Рима. В том числе, это оскорбление, преувеличение, применение стереотипов и т.д. Причем эти методы часто используются во взаимодействии друг с другом.
Минтц: Анекдоты придумываются повсюду. Часто их придумывают одновременно в разных уголках страны или даже мира, часто старые анекдоты "модернизируют" в подходящий для этого момент. "Бородатые" анекдоты используются снова и снова - например, постоянно появляются позабытые шутки о катастрофах.
Юмор - одновременно универсальное и индивидуальное явление. Существуют некие комические вещи, которые могут оценить все люди. Это балаганы, комедии, где высмеиваются сильные мира сего, или анекдоты про знаменитостей. Шутку про ничего не соображающего, спотыкающегося пьяницу или наркомана поймут почти все. В то же время, у разных культур и даже разных полов - разный юмор. Что интересно, двое мужчин одного возраста и схожими биографиями, живущие в одном подъезде и даже в одной семье, могут совершенно по-разному оценить один и тот же анекдот.
Льюис: В блестящей книге о профессиональных юмористах “Делайте Вид, что Мир - это Смешно и Навсегда” (Pretend the World is Funny and Forever, ее авторы Сеймур и Рода Фишер\Seymour and Rhoda Fisher - Washington ProFile) утверждается, что будущие комики часто воспитываются в семье где, по крайней мере, присутствует один плохой родитель. Матери и отцы будущих юмористов с юных лет вбивали в них, что они уже не маленькие и им пора взрослеть. В итоге, у ребенка проявляется недоверие к общепринятым точкам зрения, установленным законам, религиозным истинам. Из-за этого у него возникает инстинктивное желание все вещи вывернуть наизнанку, перетрясти и посмеяться над ними. Конечно, чтобы на свете появился еще один великий комик, требуется не только это, но и интеллект, легкость речи, тактичность.
Вопрос: Какая Ваша любимая шутка?
Бергер: У меня нет любимого анекдота. Кстати, исследования показывают, что пересказ анекдотов составляют лишь 20% из юмора в нашей жизни. Большая часть юмора исходит из спонтанного общения.
Минтц: Не могу сказать что у меня есть любимый анекдот. Я предпочитаю юмор в книжных и газетных текстах, в театре, в фильмах, в выступлениях. Особенно я люблю спонтанный юмор. Мне кажется, что не стоит самому назначать какие-то вещи наиболее смешными: шутка может рассмешить в одних условиях и не понравиться - в другой. В зависимости от настроения я люблю смотреть разные юмористические фильмы - от интеллектуального юмора Вуди Аллена до буффонады, наподобие "Аэроплана". Мне часто задают этот вопрос и мне забавно, почему это так всех волнует.
Льюис: Есть одна старая шутка, она, кстати, использована в пьесе Сэмюэля Беккета "Конец Игры". Джентльмен заказывает брюки в ателье. Портной обещает сшить их через неделю, но все тянет, и тянет, и тянет. Наконец, через несколько месяцев брюки все-таки готовы. Джентльмен, полный негодования, говорит портному: "Бог создал мир за 6 дней, а вы не могли сшить проклятые брюки в течение трех месяцев". Портной отвечает: "Простите, сэр, но посмотрите на этот мир и посмотрите на мои брюки!."
Вопрос: Каким образом юмор может измениться в ближайшем будущем?
Бергер: Смех крайне важен для эмоционального здоровья человека. Социологи выяснили, что среднестатистический американец смеется 15 раз в день. Юмор помогает нам справляться с трудностями, переживать тяжелые времена. После взрыва космического корабля, появились анекдоты на эту тему. Ныне существуют анекдоты про террористов, раньше были анекдоты про Освенцим. Юмор всегда был, и его не будет, только в случае, если всему человечеству промоют мозги… Люди всегда будут смеяться над другими и над самими собой.
Минтц: Если я бы смог предсказать изменения в этой сфере, я бы стал очень богатым человеком - например, консультантом телекомпаний или киностудий. Однако, я историк, так что меня интересуют константы. Основа юмора никогда не меняется, в том числе и темы, формы, типы, персонажи. Например, большинство характерных типажей, используемых в американском юморе, существовали в итальянской драматургии 16 и 17 веков. Хотя, конечно, шутки рождаются и умирают - сегодня расскажешь подростку анекдот про Джимми Картера, а он спросит: "А кто это такой?".
Льюис: Думаю, что американский юмор станет более аполитичным. Причем, будут менее популярны злые шутки, которые используют негативные стереотипы в отношении иных людей, стран и народов.