Смело можно сказать, что история бриллианта начинается одновременно с историей алмаза! Этот «несокрушимый» камень таит множество загадок и тайн. В отличие от других драгоценных камней, историю появления которых в жизни человека можно проследить, определить точное время появления алмаза практически невозможно. Сложно также понять, с какого момента к этому минералу начали относиться как к драгоценному камню. В Европу алмазы попали в V–VI веках до н.
э. При этом популярность как драгоценный камень алмаз приобрел сравнительно недавно, 550 лет назад, когда люди научились гранить его. Моду на ношение бриллиантов – ограненных ювелирных алмазов – ввела фаворитка короля Франции Карла VII Агнесса Сорель. Алмаз издавна считался камнем победителей, он был талисманом Юлия Цезаря, Людовика IV и Наполеона. В средние века украшения с бриллиантами (а точнее – алмазами) разрешалось носить только монархам и членам их семей, поскольку эти драгоценные камни были символом силы и отваги, а такими достоинствами могли обладать исключительно царствующие особы. Интересно, что на картинах старых мастеров черные камни в украшениях вполне могли быть алмазами! Во-первых, их не гранили, а лишь корректировали естественную форму, а во-вторых, оправы украшений были глухими (закрытыми) и свет не проникал в камень. Это касается практически всех портретов до конца XVIII века. С письменными источниками немного легче, поскольку в них все ясно написано. Известно, например, что в славянских летописях под привычным для нас названием алмаз впервые появился в 1073 году. Всем хорошо известна поговорка «Свой глаз – алмаз, а чужой – стеклышко», но время ее появления неизвестно. В конце XIX века в русских лечебниках писали об алмазе следующее: «Алмаз камень цветом подобен нашатырю, а внутри темнее хрусталя, но блистание от себя издает, а крепостию таков, крепок и тверд, что и в огне не сгорит и иными вещами не может вредитися». Точно можно сказать лишь одно – в ювелирных украшениях на Руси алмаз впервые появился около 1500 года. Это были камни индийского происхождения, что легко определяется по «огранке» – удаленной «рубашке» и слегка отшлифованным природным граням. В документах уже в 1627 году в облачении царя Михаила упоминаются алмазные запонки. Спустя всего 33 года один иностранец, описывая свое путешествие в Россию, замечает, что алмазами вышиты воротники у обыкновенных горожан. А около 1720 года алмазные пуговицы вошли в обиход. Мода на непосредственно бриллианты в России вошла в период правления Екатерины II. Именно тогда во всех письменных упоминаниях слово «алмаз» было заменено словом «бриллиант». В своих мемуарах придворный ювелир И. Позье писал: «Наряды дам очень богаты, равно как и золотые вещи их; бриллиантов придворные дамы надевают изумительное множество. На дамах сравнительно низкого звания бывает бриллиантов на 10–12 тысяч рублей. Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанные драгоценными уборами». Бриллианты были столь популярны, что Екатерина часто играла на них в карты, «рассыпая чайной ложечкой по карточным столам». Точно можно сказать лишь одно – до середины XIX века и алмазы, и бриллианты в России были привозными. Хотя уже в 1829 году на Крестовоздвиженском золотом прииске Среднего Урала были впервые обнаружены русские алмазы. Разработка этого месторождения в промышленных масштабах началась лишь в середине столетия. А в Сибири и Якутии – с середины прошлого века! Так что наших запасов хватит надолго, чего нельзя сказать о месторождениях Африки, Австралии и других стран. Ведь «бриллиантовая лихорадка» охватила Европу во второй половине XIX века, после того как в Южной Африке были найдены крупные бриллианты («Звезда Южной Африки»). И длилась она около 100 лет. За это время запасы заметно оскудели. И успел образоваться синдикат De Beers, который открылся 13 марта 1888 года. И с того времени успел сконцентрировать в своих руках около 75% мирового производства алмазов в 20 странах. С появлением синдиката заканчивается старая и начинается новая история бриллиантов.
Созданная De Beers Организация по продаже алмазов контролирует бизнес и 10 раз в год проводит торги, на которых сеты могут приобрести лишь избранные и утвержденные синдикатом клиенты. Российские алмазы также попадают в синдикат и затем продаются на торгах знаменитым ювелирным Домам. К примеру, обработанные на нашем гранильном предприятии «Кристалл» бриллианты имеют большой успех у Tiffany & Co. Кстати, у России своя неплохая бриллиантовая история.
У нас в стране 7 заводов, главный из которых находится в Смоленске. Качество русских белых бриллиантов считается одним из лучших в мире. Компания «Алроса» занимается добычей алмазов, в основном белых и желтых. «Большая часть добытых («Алроса») и ограненных («Кристалл») минералов уходит на Запад. В классе exellant (бриллианты наивысшего качества) доля русских бриллиантов на мировом рынке составляет 30–37%, – говорит Вадим Ячминихин из PR-службы Ювелирного центра «Кристалл», – а самым крупным гранильным предприятием является ОАО «ПО Кристалл». Оно входит в разряд стратегических государственных и не подлежит продаже. 98% обработанных там минералов уходит на экспорт, и только 2% – на внутренний рынок. А точнее – в Ювелирный центр «Кристалл». Остальные предприятия закупают алмазы и гранят их самостоятельно, продавая затем на внутренний рынок. Такая ситуация складывается в силу того, что после довольно долгого забвения спрос на бриллианты возобновился около 10 лет назад», – комментирует Вадим. В то время у нас стали открываться такие крупные ювелирные дома, как Cartier, Bvlgari, Tiffany, Chaumet и многие другие, своим именем и давней историей буквально задавившие отечественные компании. Вспомнить хотя бы бум на черные бриллианты de Grisogono, которые, по сути, являются «недозрелыми» настоящими бриллиантами. В отличие от классических черные очень хрупкие и менее ценные. И таких примеров успешных коммерческих «уловок» множество. Поэтому при покупке камней лучше и вернее будет обращать внимание на российские камни. Тем более что сейчас стало возможным приобретать камни отдельно.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия