В его костюме не было ничего эпатажного. Он больше напоминал адвоката. В 2005 году весь модный мир отметил 100-летие со дня рождения Кристиана Диора, знаменитого модельера XX века, вернувшего в моду женственность и размах Haute Couture.
Гений моды, человек, увлекший за собой миллионы женщин - как только его не называли. Даже фамилия Диор (Dior) объединила в себе, по мнению французского поэта Жана Кокто, два слова - Dieu (Бог) и Or (Золото). Человек с загадочной биографией, в 42 года создавший модную империю вопреки мнению большинства, считающих моду уделом молодых.
Он родился 21 января 1905 года в далекой от моды семье, в одной из французских провинций в городе Гранвилль. Его отец Морис Диор работал фабрикантом, а мать Мадлен Диор была элегантной модницей, что уже само по себе является залогом успеха, как считает историк моды Александр Васильев («Мама - модница, воспитывает детей модников»). Родители хотели видеть Кристиана успешным дипломатом или юристом. Но сам он грезил лишь искусством.
Через год занятий в дипломатической академии Кристиан сбегает и в 20 лет в 1925 году на деньги отца открывает картинную галерею в Париже, где продает полотна различных художников, а затем и сам берет в руки карандаш.
Финансовый кризис 1929 года, докатившись до Европы, обанкротил семейное дело Диоров и Кристиану нужно было искать пути собственного заработка, так он начинает продавать свои рисунки в журналы мод. После многих перипетий, он попадает во французский дом моды 40-х годов Люсьена Лелонга, который в то время был очень знаменит и входил в синдикат Высокой моды Парижа. Несколько лет Диор работает ассистентом у Лелонга, начинает создавать костюмы для кино: роскошные бальные платья прошлых лет с корсетами и пышными юбками, что потом найдет отражение и в его собственных коллекциях.
Так проходят шесть лет и Кристиан вместе с другим ассистентом Лелонга Пьером Балменом решают открыть свой собственный модный дом. Но Балмен оказывается проворнее и создает свой Дом первым. Диор остается ни с чем.
И вот как-то, бродя по улицам Парижа в 1947 году, Кристиан встречает Марселя Буссака, известного текстильного фабриканта, которому рассказывает о своей мечте - открыть собственный модный дом и об отсутствии на это средств. И, согласно легенде, Буссак предлагает Диору спонсорство, но при условии, что будут использованы шерстяные ткани мануфактуры Буссака, которая испытывала в тот момент проблемы сбыта.
И вот в 42 года в 1947 году на шикарном парижском авеню Монтень Кристиан Диор открывает свой Дом моды. В январе состоялся первый показ, где на суд публики было представлено знаменитое платье Bar: расклешенная черная шерстяная юбка длиной чуть ниже колена и светлый приталенный жакет, увидев которые главный редактор американского журнал Harpers Bazaar Кармель Сноу воскликнула: «Да это же new look (новый образ)!», после чего вся модная пресса назвала Диора - модельером New look.
Кристиан Диор вернул в моду корсеты и нижние юбки, романтический образ с акцентом на талии и декольте. Большим новшеством стало ношение черного лакового пояса, хорошо подчеркивающего талию.
Дом мод Диора быстро приобрел популярность, и уже к 50-у году в его штате работало 120 сотрудников. За первым успехом последовали новые коллекции, каждая из которых становилась целым событием в мире моды. Кристиан Диор проработал всего лишь 10 лет, создав 20 коллекций. В 1957 году он скончался от сердечного приступа.
Коллекции показывали всегда в одно и тоже время: в феврале и в начале августа. Такая периодичность сохраняется в моде до сих пор. Обычно коллекции состояли из 60 вещей и каждая имела свое имя.
Под таким заголовком в 1956 году вышла творческая автобиография самого Кристиана Диора, в которой он рассказал о том, что моделирование одежды - это целое искусство.
«Собственно говоря, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья. Платья - это мои химеры, но химеры прирученные, сошедшие из мира видений в обычный мир».
У нас в стране отрывки из книги печатались лишь в двух номерах «Журнала мод» за 1966 год (№3-4).
Вот еще небольшой отрывок из главы «Показ коллекции»:
«Обычно утром мне очень трудно проснуться, но сегодня я просыпаюсь и тут же встаю. Я хочу прийти пораньше. В августе, как раз в то время, когда показывается зимняя коллекция, стоит чудесная погода. На улице Монтень - парижское лето.
Я останавливаюсь перед входом и гляжу на фасад, за которым через час будет разыгрываться спектакль. Затем я иду в большой салон, пока еще пустой. Здесь много цветов. Я их люблю и, пользуясь случаем, расставляю по-своему. Отодвигаю кресло с пятном на обивке, поднимаю нитку с ковра. Заведующий отделом прессы приходит в салон, чтобы рассказать мне о последнем драматическом событии, из-за которого пришлось еще раз изменить весь план распределения мест. Я успокаиваю его.
...Девять часов. В окно я вижу улицу и каштаны, освещенные солнцем. Машины начинают подъезжать к тротуару. Приехавшие собираются в группы. Слышатся приветствия, смех...»
Нижнее белье в эпоху Кристиана Диора
В 1950-е годы дамы носили корректирующие пояса и грации, нежесткие прорезиненные корсеты, которые приподнимали грудь и застегивались сзади на крючки. Необходимую для платьев Диора узкую талию помогали создавать эластичные пояса, зрительно убирающие живот, к которым на штрипках крепились чулки. Под каждым платьем женщины носили комбинации: длинную рубашку из шелка или вискозы на небольших бретелях. Чулки обязательно были со стрелками и стоили очень дорого. В качестве домашней одежды выступали пеньюары: кружевные платья-халаты, спали в ночных рубашках. Купальники создавались исключительно с вшитыми чашками и внешне напоминали современные мини-платья.