Но в последние несколько лет индустрию заметно лихорадит.
Знаменитые Дома Моды перекупают такие гиганты, как знаменитый концерн LVMH. Что, к сожалению, не может не сказаться на качестве и количестве luxury-товаров. Об этом можно судить хотя бы по тому, что смена трендов в течение последнего времени проходит не за сезон, а за полтора-два года. Причина заключается в том, что владельцы крупных компаний стараются выжать из любой удачной идеи максимальное количество продаж. Паразитирование на любом новшестве становится нормой жизни для современного мира моды. В последние годы прошла целая серия громких увольнений знаменитых дизайнеров, не желавших «прогибаться» под требования владельцев брэнда.
Усугубляет ситуацию и то, что многие из именитых модельеров, уходя из своего перекупленного Дома, уходят и из мира моды в принципе. Среди таких – знаменитый австрийский дизайнер Хельмут Ланг, который заявил, что оставляет модный бизнес. Это случилось через несколько месяцев после того, как его бренд приобрели Prada Group. Те же Prada Group перекупили марку Jil Sander, основанную немецким дизайнером Джил Сандер в 1973 году – а потом из собственного Дома ушла и она. Как говорят, причиной разрыва стал конфликт с Патрицио Бертелли, генеральным директором компании. Но на этом история не заканчивается. В мае 2003 года Сандер победно вернулась на пост креативного директора Дома. Лишь для того, чтобы в ноябре снова уйти в отставку. По слухам, причина была той же самой.
Очень показательной была и история знаменитого модного Дома Christian Lacroix. После того как он перестал быть прибыльным, LVMH предпочли продать убыточное дело Falic Group, принадлежащие американским евреям русского происхождения. Сам знаменитый дизайнер при этом остался в концерне и стал креативным директором итальянского Дома Emilio Pucci. В этом качестве он проработал два года. Но сразу после премьеры коллекции «лето 2006», которая, согласно мнению критиков, стала одной из самых лучших за последнее время, кутюрье заявил о том, что уходит со своего поста.
Не менее печальна и судьба YSL. В 1999 году этот бренд перекупили Gucci Group, но конфликт мэтра и владельцев марки закончился тем, что в 2002 году Ив Сен-Лоран заявил о своём уходе из мира моды – настолько он был недоволен политикой руководства и Томом Фордом, который делал для Дома линию prêt-a-porter. По иронии судьбы спустя совсем немного времени Gucci Group и Доменико де Соле, возродивший Gucci в 90-х годах, и Том Форд были вынуждены покинуть компанию. Как говорят, это было вызвано тем, что они требовали от PPR, которым принадлежит контрольный пакет акций, больше автономии...
Те дизайнеры, которые уходят из концернов для работы над собственными линиями, отнюдь не всегда пользуются популярностью: без финансовой поддержки со стороны крупной компании не так просто конкурировать с теми собратьями по подиуму, у которых эта поддержка есть. Поэтому такие опыты иногда оканчиваются полным провалом. Таким, например, каким окончилась первая собственная коллекция Стеллы Маккартни, в 2001-м ушедшей из Chloe: её обвинили в плагиате, вынудив долго извиняться перед своей командой и публикой. Впрочем, сэр Пол не мог оставить дочь в беде, и после того случая у Стеллы было много удачных работ, которые пользуются заслуженным спросом. К счастью, многие знаменитые модельеры вполне успешно запускают свои коллекции, так что можно констатировать: независимое искусство всё-таки есть и будет.
Ещё одной причиной кризиса модных Домов можно назвать то, что сейчас дизайнеры не готовы идти на такие физические, моральные и даже этические жертвы, как их предшественники. Совсем недавно Фиби Фило объявила о том, что уходит из Chloe потому, что хочет уделять больше внимания своему ребёнку. Этому предшествовал долгий конфликт между дизайнером и советом директоров: семья отнимала у Фиби куда больше времени, чем она обещала руководству Дома. Поэтому одна из самых талантливых в мире моды женщин предпочла расстаться с Домом, в котором она работала с 1997 года, а с 2001-м - занимала там пост креативного директора.
События последних лет доказывают, что мода, как и любое искусство, может расти и развиваться лишь тогда, когда она свободна, а любая попытка загнать её в рамки «процентов с продаж», поощрений и наказаний приводит к неизменному загниванию – к нежеланию людей по-настоящему трудиться, забывая обо всём, кроме самого процесса. Когда акт творения становится просто работой – восемь часов плюс час на обед – о настоящем результате можно забыть. Нам остаётся только надеяться, что это явление временно. И пожелать удачи тем дизайнерам, которые нашли в себе силы не быть частью одного из крупных концернов, сколь бы заманчивой ни была эта перспектива, какие бы блага она ни сулила. Ведь оттого, что прутья сделаны из золота, клетка не перестаёт быть клеткой.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия