Мода сороковых — это силуэт военного времени с широкими плечами. Нехватка мужчин и активная трудовая деятельность стимулировали женщин укорачивать юбки. Параллельно с трудностями массовой моды это было время расцвета роскошного голливудского стиля: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Марика Рекк – блистательные дивы, ставшие олицетворением женственности в суровое, «мужское» десятилетие.
В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, которая оказала на моду влияние не меньшее, чем до того Первая мировая.
Женщины работали наравне с мужчинами: трудились на военных заводах, рыли окопы, гасили зажигательные бомбы, разбирали завалы, воевали на фронте. Все надели военную форму, у женщин она отличалась только наличием юбки, и то летчицы, например, носили брюки. Даже такие экстравагантные кутюрье, как Эльза Скьяпарелли, создавали костюмы для бомбоубежища…
Во всех странах, участвующих в войне, были приняты меры по нормированию потребления - продовольствие, топливо, ткани и одежду выдавали по карточкам и талонам (во многих странах они были отменены только в 1948—1949 гг.). Почти все предприятия текстильной и швейной промышленности выполняли военные заказы - необходимо было одеть в военную форму миллионы человек, и обычную одежду не выпускали. Костюмы, требовавшие большего расхода ткани, заменили платьями, которые носили с жакетами, напоминавшими военные кители или мужские пиджаки.
Нехватка самого необходимого привела к тому, что все перешивали старую одежду: мужские костюмы и рубашки, наволочки и одеяла переделывали на женские блузки и костюмы, детские платья и пальто; из занавесок мастерили нарядные и свадебные платья. В моду вошли комбинированные модели, когда из нескольких старых платьев делали одно новое. В моделях военного времени появилось множество конструктивных деталей – кокетки и вставные клинья, которые делали почти всегда из другой ткани. Недостаток фурнитуры привел к моде на самодельные обтяжные пуговицы и пряжки для пояса– в этом случае можно было их подобрать только по размерам из старых запасов. Хуже всего обстояли дела с детской одеждой и обувью, которые во время войны практически не выпускались. Не хватало кожи (ее всю, без остатка, использовали на военные нужды), поэтому распространилась самодельная обувь на платформе из дерева и пробки с верхом, сшитым из ткани или связанным из ниток. Модницы военного времени носили самодельные сумки и шляпы, украшения из бумаги, дерева, ткани и т.п. Особенно модны были украшения в виде цветов на укороченных жакетах.
В Европе и Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов - ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами. Тюрбан был крайне прост в изготовлении и скрывал отсутствие прически: не хватало мыла, и регулярное посещение парикмахерской для многих женщин было несбыточной мечтой. В СССР для того же использовали косынку.
Именно во время войны появились, чтобы навсегда остаться в женской моде, сумки на ремне через плечо, прототипами которых были военная планшетка и сумка для противогаза. Такие сумки были гораздо удобнее прежних дамских сумочек, так как оставляли свободными руки.
Самым дефицитным предметом женского туалета во время войны были чулки, особенно тонкие чулки из шелка и нейлона (появившегося в 1939 г.). Шелк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено. Нижнее белье или нарядные платья иногда шили из старого парашютного шелка; особенным шиком считалось белье, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика. Чулки же имитировали с помощью карандаша, которым рисовали сзади «шов».
Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Несмотря на все трудности, на Западе мода военного времени по-прежнему подчинялась требованиям ансамбля. Платье или костюм обязательно носили с подходящим головным убором (пусть даже это был простой платок) и перчатками в тон. В России из остатков ткани от блузки или платья старались сшить сумку или сделать отделку для шляпки, чтобы сохранить единство.
Женщины, для которых всегда было важно выглядеть хорошо, а в условиях дефицита мужчин в военное время – особенно, делали косметику самостоятельно: помаду и румяна — из свеклы, тушь для ресниц и бровей — из сапожной ваксы и т.п.
Для нуворишей, по которым война не ударила, дома моды предлагали коктейльные модели с подчеркнутой линией талии в гламурном, латиноамериканском стиле, который был символом мирной жизни (как и во время Первой мировой войны, Латинская Америка и Испания в войне не участвовали): с расширенными юбками с оборками из набивных тканей с цветочным узором или в горошек, скомбинированные из разных тканей; широкополые соломенные шляпы, украшенные цветами. Благодаря Марлен Дитрих стали модными классические брючные костюмы-тройки и элегантный женский смокинг.
Этот стиль особенно пропагандировался в голливудских фильмах и в журнале «Vogue», который во время войны продолжал выходить с прекрасными фотографиями - это было средством поднятия боевого духа. Но изменился стиль самих fashion-съемок - вместо изысканных фотографии 1930-х гг. появились фотографии в стиле фотохроники. Моделей фотографировали на улице, на велосипеде, на фоне развалин разбомбленных домов. Сессила Битона даже упрекали в цинизме за такие фотографии.
Уже осенью 1945 г. в коллекциях высокой моды появились первые признаки намечающихся перемен: К. Баленсиага показал платья с длинными юбками (37,5 см от пола). В марте 1946-го в Лондоне были продемонстрированы платья-футляры с округлыми плечами и акцентом на бедрах, а в июне в коллекциях американских создателей высокой моды появились модели с расклешенными юбками на 7,5 см ниже колен и неровными подолами.
Но настоящие перемены произошли только в 50-х годах с возникновением Диоровского нью-лука.