Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Джон (Диззи) Биркс (Гиллеспи)

 

Джон (Диззи) Биркс (Гиллеспи)

 

 

"Король 52-ой улицы", как его часто называли, был известен своим сумасбродным поведением и дикими проделками. На концертах Гиллеспи представлял собой живописное зрелище. Он, смешно надувая щеки, мог извлекать из своей трубы, такие умопомрачительные звуки, от которых публика впадала в экстаз. Гиллеспи был отличным шоуменом, мастером эпатажа и любителем фотографироваться. Когда его пригласил в свой оркестр Тедди Хилл, Диззи Гиллеспи пришел на репетицию в пальто, шляпе и перчатках и, не раздеваясь, принялся за игру.

загрузка...

 

 

Именно Тедди Хилл и дал Гиллеспи прозвище "Диззи" – т.е. "умопомрачительный".

Джон Беркс Гиллеспи (таково настоящее имя этого выдающегося джазового музыканта, композитора и аранжировщика) родился 21 октября 1917 года в Чероу, штат Южная Каролина. Девятый ребенок в семье, свои первые уроки музыки он получил от отца, каменщика по профессии, который в свободное время играл в местном оркестре в качестве пианиста. Уже после смерти отца, самостоятельно освоив тромбон и трубу, играл в школьном оркестре, позднее был принят в Лоринбургский институт (штат Северная Каролина), где изучал теорию музыки. В 1935 году бросив учебу, Гиллеспи переехал в Филадельфию и вскоре получил профессиональный ангажемент в оркестре Фрэнка Фэйрфакса. Именно в оркестре Фэйрфакса, за свое эксцентричное поведение и шутовские выходки во время репетиций и на сцене, он получил прозвище "Диззи" (dizzy - головокружительный, потрясающий). В 1937 году он приехал в Нью-Йорк и после ряда выступлений с различными составами, был принят в оркестр Тэдда Хилла на место ушедшего трубача Роя Элдриджа, который в то время был для Гиллеспи кумиром и образцом для подражания. В этом составе он впервые записался на пластинку (композиция "King Porter Stomp") и побывал на гастролях во Франции, которые стали его первыми выступлениями за рубежом.

Спустя два года, Гиллеспи становится музыкантом оркестра Кэба Кэллоуэя - одного из самых популярных в то время биг-бэндов. Работая у Кэллоуэя, он находил время играть в джазовых клубах "Минтонс Плейхаус" и "Кларк Монро Аптаун Хаус", куда приходили играть Чарли Паркер, Кенни Кларк, Чарли Крисчен и Телониус Монк и где происходило зарождение нового музыкального направления в джазе, известного как "би-боп". В отличие от господствовавшего в ту пору свинга, би-боп не только не подходил на роль музыки для танцев, но и отличался намного более сложными гармоническим решениями, непредсказуемой, быстрой, полной неожиданных пауз и акцентов манерой музыкантов солировать. В это же время Гиллеспи начал работать как аранжировщик, выполняя заказы руководителей биг-бэндов, таких как Вуди Херманн и Томми Дорси. После ссоры с Коллоуэем и последовавшим за ней уходом из его коллектива, работал с оркестром Эллы Фитцджеральд, Лаки Миллиндером, Бенни Картером, Чарли Барнетом, Лесом Хайтом и многими другими исполнителями.

В конце 1942 года он ненадолго присоединился к оркестру Эрла Хайнса, где переиграли многие видные джазовые музыканты - саксофонист Чарли Паркер, вокалисты Билли Икстайн и Сара Воэн. После распада оркестра, Гиллеспи выступал с небольшим джазовым составом, работал с выдающимся саксофонистом эпохи свинга Колуменом Хокинсом и осуществил ряд записей со своим коллегой Чарли Паркером. Именно в этот период им были написаны его самые известные композиции, такие как "Salt Peanuts", "Groovin' High", "Hot House", "Woody'n You" и "Dizzy Atmosphere". После непродолжительного сотрудничества с биг-бэндом Билли Икстайна, в 1945 году музыкант собрал свой первый оркестр, который, к сожалению, не пользовался успехом у джазовой аудитории. Вторая попытка собрать собственный биг-бэнд, предпринятая в 1946 году, оказалась намного удачней - оркестр Гиллеспи, в составе которого играли такие будущие звезды джаза как Милт Джексон, Кенни Кларк, Джеймс Муди, Юсеф Латиф, Джей Джей Джонсон и молодой Джон Колтрейн, совершил удачное турне по Европе и просуществовал до 1950 года. Со второй половины сороковых Гиллеспи начал экспериментировать с афро-кубинским и латиноамериканскими ритмами, став известнейшим популяризатором музыки, которая впоследствии оформилась в целое направление в джазе и получила название "латинский джаз" (latin jazz).

После распада оркестра Гиллеспи в основном работал с небольшими составами, гастролировал с антрепризой продюссера Боба Гренца "Jazz at the Philharmonic" и возглавил несколько сессий звукозаписи, в которых принимали участие Стэн Гетц, Джерри Маллиган и Сонни Роллинз. Лишь в 1956 году по просьбе конгрессмена Адама Клейтона Пауэлла он снова возглавил биг-бэнд, который под патронажем Госдепартамента США совершил гастрольную поездку по странам Ближнего Востока, Европы и Африки. Среди совместных проектов музыканта необходимо упомянуть участие в группе "Giants of Jazz" в начале семидесятых, где наряду с ним играли Арт Блэйки, Телониус Монк, Сонни Ститт и Кай Уиндинг. Неизменно популярный, на протяжении долгих лет Гиллеспи вел активную концертную деятельность и всегда был желанным гостем на крупных джазовых фестивалях, где особым успехом пользовались его концерты с большими, собранными для разового выступления коллективами. Несмотря на то, что в последние годы жизни качество его игры на трубе стало постепенно снижаться, он до самой смерти продолжал оставаться не только одним из самых популярных джазовых исполнителей, но также учителем и наставником для новых поколений музыкантов, черпавших вдохновение в его музыке.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Джон (Диззи) Биркс (Гиллеспи)":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2025, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru
Loading...