Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Портрет дирижера

 

Портрет дирижера

 

 

Мы предлагаем Вашему вниманию статью Джона Алисона о Семене Бычкове. Она написана в виде беседы с дирижером. На наш взгляд, этот материал будет весьма интересен для отечественных любителей оперы. Статья опубликована несколько месяцев назад. Премьера "Кавалера розы" в Дрездене, о которой говорит автор, уже состоялась (29 октября 2000 года) и прошла с большим успехом.

загрузка...

 

 

Материал публикуется с небольшими сокращениями.

Семен Бычков дирижирует новой постановкой "Кавалера розы" в Дрездене.

Безусловно, немного могло бы найтись примеров более величественного оперного дирижирования, нежели "Кавалер розы" в Дрездене, и не просто из-за исторических связей театра "Земперопер" со Штраусом или того факта, что этот шедевр был впервые поставлен здесь в 1911 году. Когда речь идет о театре, трудно говорить о том, что традиционно называют "налетом истории" - в течение 40 лет с 1945 года театр представлял из себя разрушенную коробку - но дух Штрауса продолжал жить, как в этом месте, так и в стиле постановок, и сегодня оркестр по-прежнему привносит свои необыкновенно шелковые оттенки звучания в музыку, так что даже "Электра" звучит здесь так, словно бы ее написал Моцарт. "Кавалера Розы" музыканты могли бы, наверное, играть и во сне, и в самом деле, есть такое ощущение, что по крайней мере часть музыки играется по памяти: нотные листы давно уже начали блекнуть и теряться, но когда предлагается заменить старые копии, которые, говорят, передавались от поколения к поколению со дня премьеры, новыми современными изданиями, музыканты возражают. Но оркестру придется обратить внимание на новую постановку в этом месяце, потому что сокращения, которые давно уже стали традиционными в Дрездене, восстановлены. Когда намерение это сделать было обнародовано, новость жарко обсуждалась в городских средствах массовой информации (что за цивилизованное место!).

Мы встречаемся с недавно назначенным Generalmusikdirektor'ом, Семеном Бычковым, который занял это положение (с эффектной постановкой "Леди Макбет Мценского уезда") в начале прошлого сезона. Хотя и русский по происхождению, он никогда не был на самом деле "русским дирижером" и не делал русскую музыку своей специальностью; наоборот, он давно продемонстрировал свою приверженность немецкому романтическому репертуару, и показал особую привязанность к Штраусу как в оркестровой яме, так и на концертной сцене. Его дрезденские планы включают оживление постановок "Электры" и "Ариадны на Наксосе", но очевидно, что вместе с планируемым новым "Кольцом" - первым в Дрездене еще с довоенных времен - именно "Кавалер Розы" оказался той "морковкой", что приманила его к этой работе. "Письма Штрауса показывают, как недоволен он был сокращениями в своей работе", - настаивает Бычков в своей мягкой и все же великодушной манере.

Беседа с ним всегда протекает спокойно, как бы ни спешил дирижер. Он сочетает серьезность с проблесками юмора.

- Вот я и спросил себя, а стоит ли овчинка выделки - разница-то всего в 15 минутах музыки. В этой партитуре изумительное чувство логики - все связано - и он (Штраус - прим. ред.) никогда не допускает ошибок. Каждый раз, когда в музыке что-то вырезано, я чувствую как будто встряхивание, а если я это слышу, значит, это слышат все. Так что мы сделаем оперу целиком. Там всегда много слоев, и я люблю его способность создавать сущность персонажа чисто с помощью звуков. Он обладал этим владением оркестром с самого начала. "Дон Жуан" - работа очень молодого человека - но абсолютно совершенная. Я не могу этого полностью объяснить.

И Бычков начинает длинную дискуссию о пометках Штрауса, о том, как специфичны указания метронома: скоро вы начинаете понимать, почему Штраус Бычкова всегда звучит так "верно", так аристократично по сравнению с некоторыми другими вульгарными интерпретациями.

Сейчас Германия - фокус музыкальной жизни Бычкова, хотя для него и его жены, пианистки Мариэль Лабек, домом остается Париж. В этом году были постановки "Тристана" в Чикаго и Вене, "Онегина" во Флоренции, но большая часть его энергии уходила на Дрезден и на его другую должность - главного дирижера Кельнского симфонического оркестра WDR. Жизнь дирижера обычно делится на аккуратные главы: до Германии (он приехал в Кельн в 1997 году) он был музыкальным руководителем Оркестра де Пари (1989-98), в те же годы выступал на фестивале "Флорентийский музыкальный май" (1992-98). 1980-е годы были для него американскими годами, когда он занимал должности главного дирижера в Симфоническом Оркестре Гранд-Рапидс в Мичигане и музыкального руководителя в симфоническом оркестре Буффало. Он прибыл в Нью-Йорк в марте 1975 года после драматического отъезда из Советского Союза.

Когда мы встретились в Москве в начале мая, в первый день гастролей оркестра WDR, это был важный день для Бычкова, но он вел себя со своим обычным спокойствием. На следующий вечер ему предстоял дебют в городе, который он в последний раз видел 25 лет тому назад, незадолго до эмиграции.

- Я думал тогда, - вспоминал он, - смогу ли я когда-нибудь вернуться, высоко держа голову.

- И так начались воспоминания, не только про вмешательства КГБ, которые привели к его отъезду, но и о детстве в Ленинграде, детстве сына еврейского ученого. В возрасте пяти лет он начал заниматься на фортепиано с учителем в Доме ученых, и через год состоялось его первое публичное выступление. Скоро он поступил, пройдя нелегкий конкурс, в Хоровую Школу имени Глинки, где музыка и пение в знаменитом хоре мальчиков изучались наряду с обычными академическими дисциплинами. С 13 лет к его расписанию добавилось дирижирование хором, а между занятиями он играл в волейбол за команду "Динамо". Однажды ему пришлось выбирать между музыкой и профессиональным спортом, но музыка победила. И все же он не совсем шутит, когда называет волейбол "необходимым для дирижирования".

Именно дирижированию Бычков собирался учиться, когда в 1970 году он поступил в Ленинградскую консерваторию.

- Я сначала занимался фортепиано, но никогда не представлял себе, что всю жизнь буду пианистом. Я перестал давать фортепианные концерты на публике в 21 год, и, в общем-то, не делал этого больше никогда до недавнего времени, ради тройного концерта Моцарта с Мариэль и Катей (сестры Лабек).

Затем ему удается поступить в легендарный дирижерский класс Ильи Мусина, который, как он вспоминает, "был набит телами" - не только студенты Мусина, но и ученики других преподавателей, пианисты, композиторы, даже балалаечники бывали здесь. Он был очень популярен, и все завороженно наблюдали, как он справляется не только с физическим дирижерским переводом музыкального выражения, но и с самим музыкальным выражением. В возрасте 19 лет Бычков впервые выступил как дирижер в консерватории, а за ними последовали 20 спектаклей "Онегина" в консерваторском театре, за каждый из которых ему заплатили 2 рубля 50 копеек.

Как бы ему этого ни хотелось, Бычков не часто посещал оперы в Кировском или Малом оперном театрах: как он вспоминает, "это было ничем не примечательное время для оперы в городе, и репертуары обоих театров были совершенно неинтересны. Но я никогда не пропустил бы "Травиату": я так обожал эту музыку, бегал и в Кировский театр, и в консерваторскую оперную студию, и, должно быть, слушал ее по два раза в неделю". Но массу вдохновения можно было найти у Мравинского и в Филармоническом, и в Малом зале Филармонии. Он слушал премьеры Шостаковича, которые потом с энтузиазмом разбирал с друзьями.

- Мы все обсуждали эти вещи до мельчайших деталей. Была невероятная жажда, любопытство, которое мы вряд ли нашли бы на Западе - это другая система, и я не хочу сказать, что Запад породил меньше великих музыкантов. У России совершенно другая педагогическая система, в которой есть и хорошая сторона, и плохая - традиции могут ограничивать, а системы воспитывать узость ума. Но она также и идеалистична, и связывала вместе поколения. К счастью, эти идеалы отчасти выжили, и есть много динозавров, как мой старый учитель. Он никогда не был коррумпирован чем-либо материалистичным, он жил чистым духом, музыкой, учениками. Я верю, что такие люди будут существовать всегда. Это сила более могущественная, чем политические перемены.

Бычкову также удалось услышать некоторых знаменитых западных визитеров - или в одном случае не удалось: летом 1969 года, когда все билеты на концерт Берлинского Филармонического оркестра под управлением Караяна были распроданы или распределены среди партийных функционеров, он пробрался по крышам и влез в окно женского туалета Филармонии - тут-то его и арестовали...

... Бычков покинул страну после того, как давление на его музыкальную жизнь - до такой степени, что концерты даже таинственно отменялись - стало невыносимым. Он так и не закончил Консерваторию, но, добравшись до Нью-Йорка - тогда города на грани банкротства, но, тем не менее, приветливого - он поступил в колледж Мэннса. Скоро он стал выделяться среди студентов, не последним был в постановке "Иоланты", которую Мэннс сделал в 1977 году.

- Состав был студенческий, оркестр тоже - опыт был чудесный. Мы работали над английским переводом, чтобы его можно было петь, и я занимался с каждым певцом в обоих составах. Я ходил домой только спать.

В "Нью-Йоркере" Эндрю Портер писал, что "эта интересная студенческая "Иоланта"... давала слушателям больше удовольствия, чем звездный состав метрополитенской "Богемы", и назвал ее "тепло и чувствительно продирижированной".

Другие тоже его услышали, и скоро рекомендовали ныне покойному Кристоферу Кину, который пригласил его дирижировать "Трубадуром" на фестивале Арт-Парк около Буффало. Это привело к работе с Филармоническим Оркестром Буффало, где он работал под руководством Юлиуса Руделя, сначала как дирижер, потом как главный приглашенный дирижер, и к тому времени, когда в 1985 году он сменил Кина на посту музыкального руководителя, он был готов отказаться от должности главного дирижера в Гранд-Рапидс. Его уже манили европейские туры. Благодаря "Щелкунчику" в Лионе он был представлен Луи Эрло, потом попал на Фестиваль в Экс-ан-Прованс, где дирижировал "Мнимой садовницей" Моцарта, которая дала ему "зеленую улицу" во Франции.

Караян заметил Бычкова, когда тот заменил Мути в Берлинском Филармоническом, и сразу же пригласил к себе.

- Он попросил меня прийти повидать его, и мы провели несколько часов за беседой - он был прирожденным педагогом, если тема, на которую вы говорили, была важна для него. Это было очень ценно для меня, но я также хотел сохранить определенную дистанцию. Я боялся быть разочарованным человеком и предпочитал восхищаться художником издалека".

Упоминание Караяном Бычкова в последующим интервью о возможной замене в Берлине оказалось - неудивительно - и с положительными, и с отрицательными результатами, но скоро Бычкову пришлось идти в свое собственное львиное логово, в Оркестр де Пари.

- Я отправился туда из-за трудностей, которые, как я считал, я должен был преодолеть, чтобы приблизиться к совершенству.

К этому времени он подписал контракт с фирмой "Филипс", результаты которого включают, безусловно, лучшую запись "Евгения Онегина" на диске (основанную на постановке в Шатле 1992 года с его Парижским оркестром).

Его путь к новым оперным вершинам открылся приглашением стать главным приглашенным дирижером "Флорентийского музыкального мая". "Это было время, когда я чувствовал необходимость вернуться в обычную, регулярную оперу - любовь к ней никогда не исчезала, но в начале моей карьеры я принял сознательное решение сосредоточиться на работе с оркестром, с оркестром, который был бы моим собственным, и это оставляло мало сил на подготовку оперных постановок". На этой стадии у него только несколько крупных оперных выступлений - за его дебютом в Эксе последовало возвращение в туда ради "Ариадны" (1985-86), "Кавалера Розы" (1987), потом были "Дон Жуан" в Чикаго (1988) и "Аида" в Лионе (1989). "Енуфой" во Флоренции в 1993 году он начал серию музыкально тщательно отработанных и часто потрясающих визуально постановок.

Во Флоренции его репертуар не выходил (за исключением "Фьерабраса" Шуберта) за рамки Моцарта, Верди, Пуччини, Вагнера, Чайковского и Шостаковича. Другие важные дебюты были сделаны с такими заметными произведениями, как "Саломея" (Гамбург), "Тоска" (Милан и Мюнхен) и "Пиковая Дама" (Амстердам). Он не стремится к экзотике.

- Надо выбирать, и меня больше привлекают совершенные шедевры или же создание новых вещей. Работать с композиторами, когда вы понятия не имеете, что же из этого получится, по определению жизненно важно. Меня меньше интересуют "второсортные" вещи или забытые работы, но были и исключения, вроде "Фьерабраса", забытого шедевра с музыкой, от которой у вас волосы дыбом становятся. Когда я думаю о русском репертуаре, я чувствую сильную связь с вещами, которые я действительно ценю, но ценю я очень немногие работы. Мне нравится слушать Римского, но - и это не суждение о качестве - дирижировать им мне не хочется. Если бы хотелось, я бы это сделал. "Войну и Мир" у меня никогда не хватало времени музыкально почувствовать изнутри. Заглавие много значит для меня, сюжет очень важен, но я не чувствую музыки".

У Бычкова очень развиты драматические инстинкты, и ясно, что он предпочитает театрально сильные оперы.

- Это происходит от любви к литературе, от наблюдений за природой и поведением человека. Причина существования каждого произведения искусства - необходимость рассказать историю, что-то кому-то сказать - даже симфония - это рассказ без слов. В опере вы не можете разделить слова и музыку.

И он, очевидно, любит певцов.

- Их надо любить! У них есть нечто, чего нет у всего остального мира, что-то, что дал им Бог - самый совершенный инструмент, который нельзя купить, который можно легко разрушить, и который, если его развивать, может коснуться глубочайших частей вашей души.

У Бычкова, оперная и оркестровая жизни которого уравновешены ("так, как это и должно быть, если вы любите и то, и другое"), нынче обширные планы, включающие дрезденское "Кольцо" (которое начинается в следующем сезоне и заканчивается, пройдя полный цикл, в 2002-2003 годах), "Бориса Годунова" в 2003-2004 в Ковент-Гардене (с Джоном Томлинсоном) и в "Метрополитен" (с Джеймсом Моррисом), "Аиду" в Чикаго (2004-2005 г.) Он признает, что еще никогда не дирижировал "Фигаро" - "абсурдно, преступно, я знаю, есть и другие необъяснимые пробелы, и я не уверен, как же мне их заполнить, но с "Фигаро" я нахожу мысль о традиционном театре и оркестре все менее и менее привлекательной, я слышу ее с современными инструментами в фестивальной ситуации". В феврале у него "современный" дебют с "Кельнской капеллой", но он настороженно относится к "технократическому" музыкальному миру.

- В конце концов, музыку играют люди, а не инструменты. Средства, которыми достигается музыка, всегда должны быть вторичны - музыка - главное"...

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Портрет дирижера":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda Civic, Kia Sephia, Mazda 323, ВАЗ 2110: Портрет на фоне соперников

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic, Kia Sephia, Mazda 323, ВАЗ 2110 Посмотреть другие фото (22) При подготовке к этому тесту нас ожидал сюрприз. Оказывается, настоящих "одноклассников" у "сто третьей" не так уж много, а причина в том, что полтора литра (пусть это не покажется странным) довольно редкий объем двигателя.

» Японские автомобили - 3333 - читать


Ироничный портрет пользователя Рунета

99. 9% пользователей Рунета (в дальнейшем просто «пользователей») проживают в Москве, остальные плавно размазаны по всему земному шару, с точками концентрации в Америке, Китае, Беларуси и Украине. Несмотря на свое бедственное финансовое положение, заложенный дом и отсутствие кредитной истории в банках, доверие к пользователю велико, и он вполне в состоянии без проблем получить кредитные карты западных банков, а также кучу денег от правительства США, которые оно н ...

» Интересное в сети - 2487 - читать


Рунет: портрет в&nb p;Rax-интерьере

Одно время в Рунете было широко распространено мнение, что счетчики – один из мощнейших инструментов «раскрутки» сайта. Точнее, не сами счетчики, а рейтинги, строящиеся на их показаниях. Вебмастера теряли уйму времени, регистрируя свое детище в самых различных рейтингах, в результате чего появлялись поистине уникальные страницы, подобные alox.narod.ru.

» Интересное в сети - 5739 - читать


Султан Ибрагимов - профи-боксёр-портрет

Россиянин Султан Ибрагимов - в шаге от титула чемпиона мира по профессиональному боксу. Всего один шаг отделяет российского супертяжеловеса Султана Ибрагимова, серебряного призера Олимпиады в Сиднее, от поединка за звание чемпиона мира IBF (сегодня этот титул принадлежит Владимиру Кличко) Всего один шаг отделяет российского супертяжеловеса Султана Ибрагимова, серебряного призера Олимпиады в Сиднее, от поединка за титул чемпиона мира по версии Международной боксерской федерац ...

» Знаменитые спортсмены - 4429 - читать


Банк: Портрет невозвращенца

Финансовые известия / Этой весной Центр стратегических исследований Росгосстраха провел социологический опрос, результаты которого оказались неожиданны. Мужчины в два раза чаще женщин пользуются услугами потребительского кредитования, только 2. 5% опрошенных допускают возможность невозврата кредита, бедные люди более законопослушны - 94% из них при любых обстоятельствах вернут деньги банку.

» Банки и кредиты - 2587 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Портрет дирижера

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru