Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Стэн Гетц

 

Стэн Гетц

 

 

ГЕТЦ СТЭН (Gets Stan) (настоящее имя Гетц Стэнли) (2 февраля 1927, Филадельфия, Пенсильвания — 6 июня 1991, Калифорния), американский джазовый музыкант (тенор-, баритон-и альт- саксофон), руководитель ансамбля, композитор.

Вырос в Бронксе (Нью-Йорк) в семье эмигрантов из России (с Украины). В период обучения в школе освоил игру на контрабасе и виолончели, выступал в оркестре учащихся младших классов, затем перешел на фагот, чтобы быть принятым в основной состав. С 12-ти лет начал играть на саксофоне. Подрабатывал на вечеринках и свадьбах в небольших ансамблях, позднее был принят в городской оркестр (ALL CITY ORCHESTRA), в котором играли лучшие местные музыканты.

загрузка...

 

 

В 15 лет бросил учебу и поступил в танцевальный оркестр «Стинки» Роджерса, однако после вмешательства инспекции по делам несовершеннолетних, вынужден был вернуться к школьным занятиям. В 1943 убежал из дома и примкнул к отправлявшемуся в поездку по стране диксиленд-бэнду Джека Тигардена (во избежание неприятностей с властями пришлось оформить над ним опекунство). Вскоре, решив встать на самостоятельный путь, ушел из оркестра Тигардена. Обосновался в Лoc-Aнджeлесе, где устроился в оркестр Боба Честера, игравший в здешнем дансинге, но через месяц перешел в диксиленд-бэнд Дэйла Джонса.

В 1944 стал членом оркестра Стэна Кентона, участвовал с ним в музыкальных радиопрограммах. По ангажементу работал около месяца у Джимми Дорси (1945), потом в течение полугода — у Бенни Гудмена (1945-46). Женился на певице Беверли Берн, сестре «Бадди» Стюарта (вокал), выступал вместе с ней в оркестре Рэнди Брукса. После кратковременного ангажемента в оркестре «Бадди» Морроу и в ансамбле Херби Филдса (1946) руководил в Голливуде собственным трио в местном свинг-клубе, а также эпизодически играл в ресторане Поттерли в испанском квартале Лос-Анджелеса с ансамблем трубача Тони Де Карло (здесь пела и Беверли Берн). Ядром этого ансамбля стал квартет тенор-саксофонистов, сформированный по инициативе аранжировщиков Джина Роланда и Джимми Гифрд. Он получил название FOUR BROTHERS (по ассоциации со специально написанной для него одноименной композицией Гифрд). Кроме Гетца, признанного лидера секции, в нее входили «Зут» Симc, Херб Стюард и Дж. Гифрд. По замыслу создателей группы, она трактовалась как некий «коллективный солирующий голос» в ансамбле, но могла использоваться и как своеобразный «оркестр в оркестре», и как самостоятельное импровизирующее комбо.

В 1947 экспериментами Гетца и его «саксофоновых братьев» заинтересовался Вуди Герман, пригласивший их в свой оркестр SECOND HERD (который в связи с этим получил еще одно, неофициальное название — FOUR BROTHERS BAND). В дальнейшем состав группы изменился: место Гифрд, тяготевшего преимущественно к работе аранжировщика и композитора, занял баритонист Серж Шалофф, затем Эл Кон сменил X. Стюарда (позднее здесь играли также Джин Аммонс, Билл Перкинс, Ричи Камьюка и другие).

В 1949 Гетц ушел от Германа, однако продолжил в Нью-Йорке опыты с саксофоновой секцией в рамках комбо (при участии «Зута» Симса, Э. Кона, Аллена Игера, Брю Mypa). В том же году организовал собственный квартет (c пианистом Элом Хэйгом, в 1950—51 — с Хорэсом Сильвером), в марте 1951 гастролировал с ним в Швеции, а по возвращении в США создал новый ансамбль — квинтет (с гитаристом Джимми Рэйни). Работал как студийный музыкант на радио NBS (1952). В течение 2-х следующих лет руководил секстетом (с тромбонистом Бобом Букмейером). Проявил склонность к употреблению наркотиков, что привело его к тяжелой нервной депрессии и к попытке совершить преступление (ограбление аптеки). После ареста была попытка самоубийства. Несколькo месяцев находился на излечении, сумел преодолеть пагубную страсть и навсегда освободиться от нее. Впоследствии неоднократно принимал участие в пропагандистских акциях, направленных против наркомании. В 1955 снова гастролировал в Скандинавии, совершил концертную поездку по США со своим квартетом. Участвовал в создании кинофильма The Benny Goodman Story (1956) и затем на протяжении двух лет поддерживал тесные контакты с Б. Гудменом и его оркестром. Предпринял ряд турне с музыкантами «филармонического джаза» (JATP), выступал с ними на джазовых фестивалях в Каннах (Франция) и Нокке (Бельгия), где имел огромный успех.

В конце 1958, вторично женившись, поселился с женой-шведкой (Моникой Гетц) в Копенгагене, где проживал в течение трех лет, эпизодически выезжая с концертами в различные страны Европы. Принял участие в музыкальном озвучивании французского кинофильма Les Tricheurs (1959). Играл на международном джазовом фестивале в Варшаве (октябрь 1960). Вернувшись в США (январь 1961), возобновил выступление с квартетом, членом которого в 1962 стал гитарист Чарли Берд. Вместе с ним плодотворно экспериментировал в области интерпретации латиноамериканской самбы и босановы, положив начало новому направлению в современном камерном джазе (самба-, или босанова-джаз). В том же году объединился с Эдди Сотером, который занимался в данный период сочинением музыки в духе «третьего течения» — произведений для струнного смычкового квартета и струнного оркестра в классических формах. Осуществил совместно с ним исполнение ряда композиций, предусматривающих сочетание академической стилистики с джазовой импровизацией.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Стэн Гетц":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Стэнли Кубрик: режиссер с наполеоновскими замашками

В течение последних двадцати лет своей жизни Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) не дал ни одного интервью журналистам. Как в последствии рассказывала его жена Кристина, великий американский кинорежиссер считал свои фильмы гораздо более интересными, чем он сам, и не видел смысла рассказывать о своей жизни прессе. Гораздо больше о нем могут поведать его картины – новаторские и шокирующие, в хорошем смысле этого слова.

» Театр и кино - 2637 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Музыкальное творчество » Стэн Гетц

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru