Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Алвар Аалто (1898–1976)

 

Алвар Аалто (1898–1976)

 

 

Аалто Алвар (1898-1976) - финский архитектор и дизайнер. Можно ли дешевый камень превратить в золотой? Алвар Аалто считал, что именно для этого и существует архитектура. Он никогда не использовал "холодных", грубых материалов там, где с ними будет соприкасаться человек. Больше всего он любил дерево и камень.

загрузка...

 

 

И свой первый самостоятельный архитектурный проект осуществил, когда ему было всего двадцать лет. Он, еще студент, сам реконструировал купленный родителями деревянный дом в деревне Алаярви и построил деревянную колокольню.

Те, кто знает толк в архитектуре, считают, что в использовании дерева Аалто не было равных. Во всех его проектах этот материал применялся не только как отличный формообразующий, но и гуманизирующий среду элемент. Например, когда в 1938-1939 годах Алвар Аалто взялся проектировать загородный дом-виллу "Майреа" для своих друзей - архитекторов Майры и Гарри Гулликсен, он использовал дерево и для внутренней, и для наружной отделки, раскрывал живописные цветовые и фактурные сочетания березы, тика, ели, сосны и даже специально спроектировал деревянную мебель. Интерьер получился теплым и уютным. А деревянные элементы в наружной отделке помогли очень естественно вписать кирпичный дом в окружающий лесной ландшафт.

Специалисты сравнивают виллу "Майреа" с известным домом над водопадом Ф. Райта, который был построен в 1937 году. Та же естественность, живая перекличка с окружающей природой. Алвар Аалто использовал принцип "перетекающего" пространства, успешно воплощенный двумя лучшими архитекторами XX столетия: Ле Корбюзье - в вилле "Савой" и Мис ван дер Роэ - в доме Тугендхата. Но постройка Аалто, можно считать, более гуманна. И не только потому, что при желании отдельные участки пространства легко изолируются друг от Друга. Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ использовали преимущественно искусственные, "холодные" материалы - стекло, бетон, металл. Даже природный камень у них воспринимается как контраст по отношению к тому, что создано руками человека. Но этот же самый камень более чем естественно смотрелся во всех постройках Алвара Аалто.

Хуго Алвар Херник Аалто родился 3 февраля 1398 года в Куортане (Центральная Финляндия) в семье лесника. Он с детства учился понимать природу, относился к ней с трепетом и любовью.

В конце XIX - начале XX века в Финляндии начались революционные волнения. Это была реакция на репрессии царского правительства. Когда 31 декабря 1917 года Финляндия обрела независимость, Алвар Аалто уже год учился на архитектурном факультете Хельсинкского политехнического института у одного из самых известных финских архитекторов-рационалистов Сигурда Фростеруса. В рационализме, основы которого закладывались еще в конце XIX века, целенаправленно осваивались и переосмысливались все новейшие достижения науки и техники.

В 1921 году после окончания учебы Алвар Аалто отправился в путешествие по Центральной Европе и Скандинавии. К этому времени лидеры рационализма уже занимались в основном проектированием промышленных и транспортных сооружений. Популярным сделался неоклассицизм. Он оказал огромное влияние и на развитие финской архитектуры, которая в начале XX века переживала сильное увлечение "национальным романтизмом", рожденным на стыке модерна и традиций финского народного зодчества. Развитие финского неоклассицизма, а позже и функционализма связывают с именем шведского архитектора Гунна-ра Асплунда.

Официальным дебютом Алвара Аалто можно считать участие в индустриальной выставке в Тампере в 1922 году. А в 1923-м молодой архитектор открыл свою проектную контору в Ювяскюля. С 1925-го он начинает сотрудничать со своей будущей женой Айно Марсио.

Наиболее выразительной неоклассической постройкой Алвара Аалто считается рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный в 1923-1925 годах. В проекте чувствуется непосредственная связь с архитектурными образами итальянских палаццо, очень популярных в эпоху Возрождения. Глухой прямоугольный объем приподнят над первым этажом на опорах, которые имеют вид полуколонн. Фасады напоминают дорический ордер, где за своеобразным фризом расположен зрительный зал. Чуть позже в том же стиле неоклассицизма Аалто спроектировал и церковь в Муураме.

В 1927 году Алвар Аалто переехал в город Турку, который стал центром нового архитектурного направления - функционализма, утверждающего примат утилитарно-практической функции архитектуры над формой. Немецкие архитекторы довели один из принципов функционализма - зонирование территории для каждой жизненной функции ("жить, работать, отдыхать, передвигаться") - до механистичности. Финский же архитектор, который, путешествуя по Германии, видел выставку функционалистов "Новое жилище" в Штутгарте и посетил в Дессау "Баухауз" основоположника функционализма Гропиуса, по-своему переосмысливая принципы этого архитектурного направления, победил в нескольких конкурсах и в конце 1920-х - начале 1930-х годов спроектировал вместе с Брюггманом выставку, посвященную 700-летию Турку, построил туберкулезный санаторий в Паймио, библиотеку в Выборге. Алвар Аалто становится одним из самых популярных архитекторов. Он продумывал каждый свой проект до мельчайших подробностей, и в 1931 году создал фирму "Артек" по производству осветительной аппаратуры, мебели, художественного стекла, текстиля, которая просуществовала до нашего времени и сегодня разрабатывает наборы обстановки не только для жилых, но и для общественных помещений.

В 30-е годы Аалто, как и другие ведущие финские архитекторы - Брюггман, Экелунд, участвует в разработке проектов "минимальных квартир" и начинает широко использовать дерево как в сооружении павильонов выставок, так и жилых домов (самый яркий пример - вилла "Майреа").

Очень оригинально спроектировал Алвар Аалто в 1939 году павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Все внутреннее пространство поражало непривычной асимметричностью - с одной стороны была расположена изогнутая стена-экран высотой 17 метров, с другой- находился балкон с рестораном. В этом же году в Америке была организована выставка работ Аалто, и его пригласили читать лекции в Массачусетском технологическом институте.

Алвар Аалто всегда стремился к созданию так называемых органических форм, использовал для большей выразительности фонари верхнего света, волнообразные, выполненные в бетоне, кирпиче, дереве стены и потолки, придумывал мебель, дверные ручки и другие элементы предметной среды. Он утверждал, что "когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы преодолеем опасности пути между Сциллой и Харибдой, примирим индивидуализм и коллективизм".

Жизнь в США, где Алвар Аалто провел годы, когда в Европе шла Вторая мировая война, убедила финского архитектора в несовершенстве чисто функционального подхода к архитектуре. В 1948 году он, уже профессор Массачусетского технологического института, спроектировал шестиэтажное общежитие, которое не только имело изогнутую форму, но и было облицовано темно-красным клинкерным кирпичом, который в 50-е годы определил целый период его творчества, названный "красным".

Самыми известными постройками этого времени считаются общественный центр в Сяюнатсало и главное здание Политехнического института в Отаниеми. Именно кирпичная облицовка соединяет здания с основанием, с землей. Постепенно архитектор еще больше усложняет задачу и превращает кирпич в пластичный, формообразующий элемент. Как для постройки общежития в Кембридже, так и Дома культуры в Хельсинки он использовал специальные трапециевидные кирпичи, из которых можно было выкладывать криволинейные поверхности.

Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью - травой, кустарниками, деревьями. Позже Аалто говорил: "У архитектора могут появиться новые мысли, когда он неожиданно обнаружит на камнях растительность с желтыми цветами; и какими бы смешными ни казались такие мелочи, они дают какой-то толчок".

"Красный" период творчества Алвара Аалто был связан с переосмыслением традиций средневековой архитектуры и национально-романтическим движением начала XX века. В "белом" периоде, который начался с функционалистических строений 30-х годов и приобрел новое звучание в середине 50-х, чувствуется влияние традиций северного классицизма и функционализма.

Белизна однотонных поверхностей, контрастируя с живописными ландшафтами, напоминает гладкую поверхность зеркально отражающих небо финских озер. Своеобразный эффект получается при взаимодействии белого цвета с цветными деталями из меди, дерева, керамики. Это особенно ярко видно на примере таких зданий, как собственное ателье Аалто в Мунккиниеми, церковь в Вуоксенниске, зал "Финляндия" в Хельсинки, музей в Олборге и др.

Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения. Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома - не что иное, как компенсация контакта с природой. "Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом,- говорил Аалто,- являются символами естественных элементов. Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен".

Все дизайнерские разработки Алвара Аалто, как и его архитектурные проекты, естественны и органичны.

Умер Аалто 11 мая 1976 года. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой.

Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух "белого города Севера". А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Алвар Аалто (1898–1976)":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MariaDB server version for the right syntax to use near ')' at line 1