Настоящее имя: Рут Элизабет. Родилась 5.4.1908 в г. Лоуэлле (шт. Массачусетс), умерла 6.10.1989 в Ньюили на Сене (Франция). Окончила Мэриарденскую балетную школу и Драматическую школу Джона Андерсона в Нью-Йорке.
Двадцатилетней девушкой пришла Дэвис в американский кинематограф. К этому времени она уже успела выступить на театральной сцене. Талантливой бродвейской актрисой сразу же заинтересовался Голливуд, но первая кинопроба прошла неудачно: сочли, что ее внешность недостаточно хороша для кино. Однако это не обескуражило дебютантку. В этой молоденькой девушке уже тогда чувствовались воля, упорство, умение твердо идти к намеченной цели. И вот, наконец, в 1930 г. Дэвис появилась в фильме «Дурная сестра», где играла не героиню, а ее скромную родственницу. По-настоящему успешной стала лишь седьмая картина — «Человек, который играл бога» (1932). Теперь она появлялась в облике коварных соблазнительниц («Экс-леди», 1933; «Туман над Фриско», 1934; «Моды 1934 года» и др.). Наиболее интересной из картин Дэвис первого периода была «Хижина в хлопчатнике» (1932), которая шла в СССР в 30-е годы под названием «Предательство Марвина Блейка». И хотя здесь она играла легкомысленную и избалованную дочку богатого плантатора — вульгарную девицу со стандартным набором средств соблазнения, то тут, то там проскальзывали какие-то нотки искренности, человечности, чего-то своего. Успехом стало и исполнение роли Милдред в экранизации романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих» (1934). Дэвис показала тут не просто англичанку, а представительницу колоритного слоя лондонцев — кокни — с их едким юмором и своеобразным диалектом. Нарушив голливудские каноны, актриса не побоялась показаться на экране некрасивой, плохо одетой, умирающей от туберкулеза в грязной комнатушке. За исполнение этой роли Дэвис была выдвинута на «Оскар», но получила его лишь в следующем году за картину «Опасная» (1935), где ее героиня-актриса пожертвовала любовью ради милосердия.
Второго «Оскара» ей вручили три года спустя за фильм «Иезавель», в котором она убедительно показала трансформацию характера героини от непомерной гордыни до полной покорности любящей женщины. Здесь особенно ясно видны и особенности актерского дарования Дэвис, предпочитающей слову движение, жест, выразительность фигуры. В главных эпизодах — приеме у героини, в банке, на балу — почти нет текста. Но, к примеру, в сцене ожидания Джулией приезда своего возлюбленного нетерпение, владеющее девушкой, выражается в том, как без всякой нужды она переносит с места на место вазы с цветами, перебирает лежащие на блюде фрукты. Еще в драматической школе преподавательница танцев говорила, что Дэвис владеет редким даром выражать эмоции пластически, всем телом, как танцовщица. В «Ие-завели» эта особенность проявилась в полной мере. Умение держаться, двигаться, носить одежду сделали некрасивую в общем-то актрису настоящей красавицей.
С именем режиссера Уильяма Уайлера связан и второй крупнейший успех Дэвис — исполнение роли Реджины Гидденс в фильме «Лисички»' (1941) — экранизации известной пьесы Лилиан Хеллман. Участие в нем позволило актрисе закончить портрет того типа женщины, штрихи к которому она набрасывала в большинстве своих предыдущих удачных работ. Жестокосердие и цинизм — вот главные движущие силы этого неукротимого характера. А цель одна — богатство и власть, ради которых она готова даже на убийство мужа.
Резонанс этой роли был настолько велик, что в 1941 г. Дэвис избрали президентом Американской академии киноискусства, и она стала первой женщиной, удостоившейся этого высокого поста. Актриса всегда придерживалась весьма прогрессивных взглядов, была ярой сторонницей Рузвельта и активным борцом против фашизма. В годы войны снялась в антинацистском фильме «Стража на Рейне» (1943). В 50-е — годы засилья маккартизма в США — Дэвис выступила в «Центре бури» (1956) и во «Все о Еве» (1950) — в глубинной сути своей антимак-картистских картинах. Последняя — рассказ о предательстве, а именно оно было наиболее характерной чертой маккартистских процессов. Встретившись на съемках с актером Гэри Меррилом, Дэвис влюбилась в него, хотя он был значительно моложе, и вышла замуж. Но в семейной жизни актрисе не везло: сказывался тот самый независимый характер, актриса, который она столько раз показывала на экране. Первый раз она связала себя узами брака в 1932 г. с другом юности — джазовым музыкантом, с которым разошлась через семь лет. Второй муж — управляющий гостиницей — погиб в результате несчастного случая. Третий — изменил ей с прислугой и при разводе потребовал алименты. Союз с Меррилом также оказался недолговечным.
В «Приятном событии» (1956, в нашем прокате — «Свадебный завтрак»), вышедшем на экран вскоре после их разрыва, зрители увидели на экране совсем новую Дэвис — старую женщину с грузной фигурой, тяжелой походкой и мешками под глазами. Здесь она впервые сыграла главу рабочей семьи и сделала это весьма убедительно.
После успеха в 1962 г. фильма «Что случилось с Бэби Джейн?», где Дэвис показала злобную и жестокую старую женщину, эти роли стали постоянным ее амплуа. Такова она и в «Мертвом двойнике» (1964), и в «Куда ушла любовь?» (1964), и в «Нянюшке» (1965) и др. Последняя значительная работа актрисы — в «Августовских китах» (1987), где она предстала слепой старухой с плохим характером.
Фильмография: «Семя», 1931; «Обратный путь домой», 1931; «Угроза», 1932; «Дом ада», 1932; «Такой большой», 1932; «Богатые всегда с нами», 1932; «Трое вместе», 1932; «Темная лошадка». 1932; «20 000 лет в Синг-Синге», 1933; «Парашютист», 1933; «Рабочий человек», 1933; «Бюро исчезнувших лиц», 1933; «Большое потрясение», 1934; «Джимми-фрайер», 1934; «Домохозяйка», 1934; «Пограничный городок», 1935; «Девушка с десятой авеню», 1935; «Женщина с первой полосы», 1935; «Специальный агент», 1935; «Окаменевший лес», 1936; «Золотая стрела», 1936; «Сатана встретил леди». 1936; «Меченая женщина», 1937; «Кид Галахэд», 1937; «Я ищу любви», 1937; «Та самая женщина», 1937; «Сестры», 1938; «Мрачная победа», 1939; «Хуарец», 1939; «Старая дева», 1939; «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса», 1939; «Все и небо в придачу», 1940; «Письмо», 1940; «Великая ложь», 1941; «Невеста прибыла наложенным платежом», 1941; «Человек, который пришел к обеду», 1941; «В этом наша жизнь», 1942; «Вперед, путешественник», 1942; «Благодарите ваши счастливые звезды», 1943; «Старый знакомый», 1943; «Мистер Скеф-фингтон», 1944; «Голливудская столовая», 1944; «Зеленые всходы», 1945; «Украденная жизнь», 1946; «Обман», 1946; «Зимняя встреча», 1948; «Июньская невеста», 1948; «За лесом», 1949; «Плата по требованию», 1951; «Яд другого человека», 1951; «Телефонный звонок незнакомца», 1952; «Звезда», 1952; «Королева-девственница», 1955; «Джон Поль Джонс», 1959; «Козел отпущения», 1959; «Мешок чудес», 1961; «Скука», 1963; «Тише, тише, дорогая Шарлотта», 1964; «Годовщина», 1967; «Смежные комнаты», 1969; «Банни 0'Хэйр», 1971; т/ф «Мадам Син», 1972; т/ф «Судья и Джейк Уайлер», 1972; «Игра в карты по-научному» , 1972; т/ф «Кричи, красотка Пегги», 1973; «Сожженные дары», 1976; т/ф «Исчезновение Эйми», 1976; т/ф «Мрачная тайна Харвест-хоума», 1978; «Возвращение с горы ведьм», 1978; «Смерть на Ниле» 1978 (у нас — «Роковое путешествие»); т/ф «Чужие: история матери и дочери», 1979; т/ф «Белая мама», 1980; «Наблюдатель в лесах», 1980; т/ф «Устремленная в небо», 1980; т/ф «Семейное воссоединение», 1981; т/ф «Рояль для миссис Чимино», 1981; т/ф «Маленькая Глория наконец счастлива», 1982; т/ф «Право выбора пути», 1983; т/ф «Отель», 1983; т/ф «Убийство с помощью зеркал», 1985; «Злая мачеха», 1989.