Родился 3.4.1961 в Нью-Йорке в довольно обеспеченной негритянской семье. Отец полицейский умер, когда Эдди было 8 лет. Его мать вторично вышла замуж и воспитывала Мэрфи вместе с родным и сводными братьями. Актерское дарование Эдди Мэрфи рано заметил отчим и всячески поощрял его увлечение театром и кино. Эдди Мэрфи уже в 15 лет выступал в молодежных клубах, как актер разговорного жанра, с авторскими миниатюрами.
Успех Эдди Мерфи заметили владельцы клуба "Комик стрип" (страничка юмора) Роберт Уокс и Ричард Тинкен. Пораженные энтузиазмом, с которым публика встречала этого мало кому известного комика, они устроили прослушивание для известной телепередачи "Субботним вечером в прямом эфире". Многие знаменитости прошли здесь школу комедийного мастерства Джеймс Белуши, Б. Мэррей, Ден Эйкройд. Эдди Мэрфи быстро занял в ней ведущее место. Два раза его выдвигали на премию "Эмми" и хотя она так и не была ему присуждена, известность Эдди росла. Он заставлял публику хохотать до слез, причем особенной популярностью в его исполнении пользовались пародии.
Эдди Мэрфи в кино дебютировал в 1982 г. в полицейском фильме "48 часов" У. Хилла, где сыграл роль ловкого плута Реджи Хаммонда, выпущенного из тюрьмы на 48 часов, с тем, чтобы с его помощью распутать дело об убийстве двух полицейских. Эдди Мэрфи буквально врывается в действие фильма, оглушая зрителя комедийным мастерством. Его жуликоватый герой беспрерывно болтает, закатывает глаза, жестикулирует, доводя сопровождающего детектива (Ник Нолт) до белого каления. Но комизм поведения Реджи не заслоняет его положительных черт: умения держать слово, бесстрашия, чувства собственного достоинства, что заставляет "конвоира" уважать его и после выполнения операции они расстаются друзьями. Успех Мэрфи превзошел все ожидания, известность молодого актера переросла в славу.
Новая работа в фильме "Меняясь местами" Д. Лэндиса (1983) была одинаково восторженно встречена публикой и критикой. Картина построена на излюбленном комедийном приеме противопоставление "принц и нищий", "богач-бедняк". Герой Эдди Мэрфи, мелкий чернокожий жулик Билли Рей, притворяющийся безногим и слепым калекой, волею случая меняется местом с богатым финансистом, отпрыском аристократического рода Луисом Уинторпом III, в исполнении популярного комедийного актера Дэна Эйкройда. В этом остроумном фильме Мэрфи словно Фигаро, надувая сильных мира сего, высмеивает их спесивую надменность по отношению к тем, кто не стоит вместе с ними на самом верху общественной лестницы. Пластика, мимика, обаяние актера покорили зрителя. Многомиллионные барыши заставили кинодельцов дать Эдди главную роль в картине "Полицейский из Беверли Хиллз" (1984) Мартина Бреста. Герой Эдди Мэрфи - отчаянный полицейский детектив Аксель Фоули, лучшего друга которого убили лосанджелеские гангстеры. Поскольку ему, как заинтересованному лицу, нельзя принимать участие в расследовании, он берет отпуск и начинает действовать как частное лицо. Здесь, как и в предыдущей картине, Мэрфи так же акцентирует социальные контрасты, столкновение простого парня с напыщенными обитателями богатых кварталов Лос-Анджелеса. В ленте большое место отведено "фирменным" скетчам Эдди, которые актер исполняет блистательно. Он сумел создать совершенно непохожий на привычный в кино образ блюстителя порядка, который, несмотря на всю эксцентричность исполнения, кажется абсолютно реальным, словно взятым из жизни. Успех картины повлек за собой продолжение под названием "Полицейский из БеверлиХиллз II" (1987) Т. Скотта. И благодаря популярности Эдди, эта лента, несмотря на свою вторичность собрала 153 миллиона долларов и стала самым кассовым фильмом 1987 г. Удача сопутствовала Мэрфи и в фильме "Золотой мальчик" (1986) М. Ритчи, представлявшем собой модную смесь восточной магии, мистики и кунгфу, в котором он снимался параллельно с "Полицейским из Беверли-Хиллз II".
Гигантские прибыли позволили Мэрфи основать собственную фирму "Эдди Мэрфи Продакшнз". С этого времени актер стал активно помогать негритянским кинематографистам. К работе над фильмом-концертом "Без шлифовки" (1987) он привлек чернокожего режиссера Роберта Таунсенда. В комедии "Прибытие в Америку" (1988) Д. Лэндиса заняты в основном цветные актеры. В этой, как ее называет режиссер, романтической комедии в духе 30-х годов, Мэрфи выступил в новом для себя амплуа влюбленного.
Эдди Мэрфи лишь немногим больше тридцати, но его уже называют "Всемирной звездой кинокомедии № I", а денежное выражение этого титула перевалило за миллиард долларов. Поэтому у него есть и еще одно шутливое прозвище "Золотой мальчик". Актер женат на красивой мулатке Николь Митчел, у них двое детей.
Когда критики пишут об Эдди Мэрфи, то почти никогда не упоминают о том, что он красив, привлекателен, что у него хорошая фигура. И это вполне объяснимо, потому что актерский темперамент Эдди Мэрфи заслоняет все: "Его ослепительная и широкая, как радиатор студебеккера, улыбка, роскошный, напоминающий ослиный крик, смех, словно объявление того, насколько он полон жизнью", писала о нем газета "Вашингтон Пост". Его живость, мимика, фонтанирующая энергия буквально околдовывают публику, а изобретательности в комических эпизодах поистине нет предела, что и заставляет говорить о "феномене Мэрфи" в кино.