Берлине <...>".
Так начинается автобиография Эдди Рознера, составленная им в октябре 1953 года в магаданском лагере, куда он попал волею судеб в 1946 году. За плечами у него уже были изгнания и унижения - сначала он бежал от фашистов из Германии в Польшу, потом из Польши в Советский Союз... Здесь ему пришлось остаться надолго.
"Лично я уже с 4-летнего возраста имел склонность к музыке. 6-тилетним ребенком в 1916 году я был принят в музыкальную консерваторию Штерна в городе Берлине на Бетховенштрасе, д. 23. <...> В 1920 году я закончил консерваторию с отличными оценками по классу скрипки и перешел на продолжение музыкального образования в Высшую музыкальную школу в г. Берлине на Кантштрассе."
В это время Адольф Рознер переходит со скрипки на трубу, что и определило всю его дальнейшую карьеру. Скрипка, царица симфонического оркестра, уступила место королеве джаза - трубе. Поначалу Рознер, выбравший себе псевдонимы "Ади", "Джек" и "Эдди", выступает в оркестре Марека Вебера, а затем переходит в джаз Стефана Вайнтрауба, чья джазовая направленность, в отличие от оркестра Марека Вебера, была более ярко выражена. Вот что пишет об этом периоде жизни коллекционер и журналист Владимир Виноградов: "В 30-х годах этот оркестр записывался на пластинки и гастролировал в Западной Европе. Кроме того, "Синкопейторс" работал по договору на трансатлантическом пароходе "Нью - Йорк", ублажая публику, курсировавшую между Гамбургом и портами Америки.
Эдди Рознер в течение ряда лет переписывался с барабанщиком Джином Крупой, его кумирами стали американские трубачи Рой Элдридж, Банни Бериган и Гарри Джеймс. Наряду с голландцем Луи де Фризом Рознер считался лучшим джазовым трубачом в Европе.
Приход к власти Гитлера ускорил решение музыканта покинуть Германию. Однажды он даже был избит штурмовиками в баре в центре Берлина. Во время гастролей в Швейцарии Рознер покидает Вайнтрауба и перебирается в Польшу".
Ему, как и Хенрыку Варсу, удалось преодолеть постный стиль танго-оркестров, царивший тогда повсеместно в Польше и создать образцы великолепного свингового джаза, запечатленные фирмой "Коламбиа" во время гастролей оркестра Рознера в Париже в 1938 году. Однако первого сентября 1939 года начинается Вторая Мировая война, и Рознер с группой музыкантов вынужден бежать на территорию Западной Белоруссии, которая только что отошла к Советскому Союзу. "Это было в районе местечка Зарембо-Кошельни. Советские пограничные власти нас приняли охотно, и узнав, что мы артисты, отправили в Белосток". Собрав музыкантов-беженцев, он организует белостокский джаз, вскоре ставший Госджазом БССР. Последовали гастроли по Белоруссии, а затем и в Ленинграде. Музыкант оркестра Эдди Рознера, Юрий Цейтлин вспоминает о этом периоде: "Первые же концерты джаза БССР принесли грандиозный успех. Это было невиданное до сих пор нами музыкально-эстрадное зрелище. Добрый слух о нем разнесся с молниеносной быстротой и, когда джаз появился наконец в Москве, начался ажиотаж по добыванию билетов. Успех концертов джаза БССР был ошеломляющим."
Первый состав оркестра Рознера просуществовал недолго. В конце 1941 года большая часть музыкантов присоединяется к польской армии Андерса, и Рознеру приходится реорганизовывать свой коллектив, в частности, дополняя его новыми исполнителями из уже не существовавших к тому времени оркестров Хенрыка Гольда и Хенрыка Варса. Оркестр начал записываться на пластинки.
Среди шлягеров, записанных в 1945 - 1946 годах, оказались такие популярные композиции, как "Караван", "Ковбойская", "Мандолина, гитара и бас", "Парень-паренек", вокальные партии в которых исполняли певцы рознеровского оркестра. В дальнейшем, коллектив Эдди Рознера записывал пластинки в содружестве с Георгием Виноградовым и с Георгием Абрамовым, поскольку художественный совет не устраивал польский акцент солистов оркестра. В результате этих творческих контактов родились такие полюбившиеся всеми записи, как "Зачем", "Тайный остров", "На полянке", "Это не сон", "Серенада на осле", "В лодке". Инструментальные композиции, по большей части принадлежащие перу Юрия Бельзацкого и Эдди Рознера, отличает великолепный свинг и выдающийся талант Рознера как солиста-трубача. Среди инструментальных композиций, записанных коллективом на пластинки, следует особо отметить "Сент-Луис блюз", "1001 такт в ритме", "Розита", "Прощай, любовь".
Все шло прекрасно до 18 августа 1946 года, когда газета "Известия" опубликовала статью Е.Грошевой "Пошлость на эстраде". После этого Рознер принимает решение вернуться в Польшу. Однако делать это ему пришлось нелегально и 28 ноября 1946 года он был задержан Львовским управлением НКГБ. Рознер попал в тюрьму, получив срок 10 лет, где работал в лагерном оркестре. Он провел в заключении до 22 мая 1954 года и после смерти Сталина был освобожден. Все время, будучи в магаданском лагере, он писал ходатайства о пересмотре дела, но безрезультатно. После выхода из заключения неутомимый Рознер вновь организует оркестр, из прежнего состава которого остался лишь вокалист Павел Гофман и скрипач Луи Маркович. На экране появляется комедия "Карнавальная ночь", озвученная музыкантами оркестра Рознера. В 60-е годы он пытался создать оркестр с джазовым репертуаром, но сам он после лагерной цинги и автокатастрофы играл уже не так блестяще, сказались личные и творческие неурядицы. В то время была записана единственная пластинка с участием польской вокалистки Катажины Боверы.
В 1972 году Рознер эмигрирует в Западный Берлин, но пожить на родине ему осталось недолго. 8 августа 1976 года Эдди Рознер скончался.