Театр
Эмилия Мильтон-Краснопольская в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом пролетарском театре «Красный факел», который исколесил чуть ли не всю страну. Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых героинь – её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке на печи» Диккенса.
Любопытно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. А тогда, в 20-е годы, режиссёры с удовольствием подмечали способность молодой актрисы быстро и точно схватывать и решать сценические задачи.
Ответственную роль она могла приготовить в 2-3 дня. Так Мильтон ввелась в знаменитую «Саломею» на роль Иродиады. Об этом спектакле много писали критики и мастера сцены, а фотография Эмилии Мильтон в этом образе украшает многие книги по истории театра.
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски – и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
После ухода из «Красного факела» актриса долго искала свою новую сцену. Работала в Киевском театре русской драмы, в театре имени Моссовета, наконец, уже навсегда, осела в Московском театре имени Гоголя. Там Мильтон сыграла массу интересных ролей и завоевала искреннюю любовь зрителей.
Кино
Конечно, настоящая слава пришла к Эмилии Давыдовне с выходом сериала «Семнадцать мгновений весны». Фрау Заурих возникла в сюжете случайно, её не было ни в романе, ни в сценарии. Режиссёр Татьяна Лиознова ввела этот персонаж в повествование, чтобы как-то очеловечить образ разведчика, «утеплить», смягчить слишком уж серьёзного героя.
Первоначально планировалось, что эту роль сыграет Фаина Раневская, но та отказалась. Тут Лиознова и вспомнила про Эмилию Мильтон, которая снималась у нее раньше в фильме «Рано утром», где играла директора детского сада. В тот период актриса была в страшной печали – у неё умер муж, было мало работы в театре, в кино. Надо сказать, что Лиознова практически никогда не снимала в своих картинах актеров дважды. Однако тут она поняла, что Эмилия Мильтон как раз та актриса, которая ей нужна…
Сцены встреч фрау Заурих со Штирлицем писались буквально на съёмочной площадке, и актриса потрясающе схватывала любые указания и предложения и даже импровизировала.
Татьяна Лиознова вспоминает: «Вот они в лесу. Фрау Заурих в каких-то жутких ботах, найденных на складе киностудии. «А как Вы думаете, я ещё сезон прохожу в этих ботинках?» - спрашивает она Штирлица. Эта фраза родилась у меня спонтанно, но актриса замечательно её обыграла. Или милые букетики цветочков, которые Мильтон очень любила! Она меня уговорила, чтобы я разрешила ей тыкать букетиком Штирлицу в нос – это же настоящая находка!
А шахматы? <…> Зачем нам понадобились эти шахматы? Штирлиц всё время думает. Он и за шахматами думает. Старуха постоянно что-то бубнит: «Сейчас я буду играть защиту Каракан», - изрекает она. «Что Вы сейчас будете играть?» – не понимает Штирлиц. Никто не знал, что это за защита. Даже я, которая и предложила эту фразу. Но ведь получилась замечательная сцена. «Ах, Вы так? – восклицает фрау Заурих, когда противник делает неудобный для неё ход. – Нет, так дело не пойдёт! Вы так не ходили, и я так не ходила…» Штирлицу всё равно, он занят своими мыслями, а зрителю интересно.
Но мне и этого показалось мало. Надо было сочинить историю этой женщины. Шахматы, гадание – это лишь кусочек жизни, за который хватается фрау Заурих. У неё была семья, умер муж, погибли дети… Я попросила моего художника Борю Дуленкова, чтобы он раздобыл какие-нибудь побрякушки, которые старуха носила бы с собой: бусы, флакончик с остатками духов, лорнет. Борис понёсся домой и принёс кое-что из шкафчика собственной жены. Ну и я поискала дома, что смогла. Так родился этот мешочек, который фрау Заурих достаёт вместе с шахматами: «Это ожерелье моей мамы. Она его очень любила…» – говорит она. И так мы расширили кайф от обычной игры в шахматы».
В кино Эмилия Мильтон снималась очень мало. Она была очень смешной старой актрисой в фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» и мудрой учительницей эстетики в картине «Потрясающий Берендеев». В легендарных «Знатоках», в серии «Шантаж», Мильтон с блеском сыграла вдохновительницу шайки преступников Прахову. Были запоминающиеся эпизоды в картинах «Рано утром», «Легенда о Тиле», но больше ничего достойного в её кинобиографии не случилось.
Последние годы жизни Эмилия Давыдовна тяжело болела. Она с трудом выходила на сцену, поддерживая себя бесчисленными лекарствами. Из театра же её увезли в больницу, откуда она не вернулась.
«Как каждому человеку нужно в жизни своей посадить хоть одно деревце, так и актёру – оставить память о себе, даже не образом в спектакле, а строками стихов, песни…» Эти слова принадлежат Эмилии Мильто