Росси Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, — 6(18).4.1849, там же], русский архитектор. Представитель позднего классицизма.
С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии.
В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в «Экспедицию кремлёвского строения» в Москву (московские постройки Росси не сохранились).
В 1815 вернулся в Петербург. С 1816 — один из главных архитекторов «Кабинета для строений и гидравлических работ». Создал на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральной части города.
После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25; ныне здание ГРМ) и торжественный ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств) и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом.
Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца (сохранились частично, в том числе Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора.
В 1819—29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой.
В 1816—34 в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина) Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне площадьОстровского) и площади Чернышёва моста (ныне площадь Ломоносова).
Последней крупной работой — здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) — Росси в 1829—34 завершил формирование Сенатской площади.
Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.
Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).
Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России — победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде — колокольню Юрьева монастыря (1838—41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым).