Родилась 8.11.1909 в Хатфорде (шт. Коннектикут), училась в Грин Мэйр колледже.
Вряд ли найдется в истории американского кино много актеров, выдвигавшихся на премию «Оскар» 12 раз — правда, получила Хепберн всего четыре. Если учесть, что снялась эта замечательная актриса в 48 лентах (включая телевизионные), то получается по номинации на каждую четвертую картину.
Снимали же Хепберн столь мало за ее долгую жизнь в кино, вероятно, потому что она отличалась нелегким нравом и была непохожа на прочую голливудскую братию.
Не уделяла внимания туалетам, расхаживала по городу в уродующих фигуру и в те времена немодных слаксах, интервью не давала, а охотников за автографами гнала не всегда вежливыми словами. Ее частная жизнь годами скрывалась от посторонних глаз, а вместо привычной развеселой удалой толпы коллег ее окружение составляла горстка избранных интеллектуалов. Сдержанная, полная достоинства, несколько высокомерная, она требовала уважения от руководителей театров и студий, с которыми имела дело, и те просто не знали, как себя с ней вести.
Такое поведение объяснялось воспитанием. Хепберн росла в семье выходцев из Новой Англии, известного хирурга и яростной суфражистки, возглавлявшей борьбу за контроль над деторождением. В доме царил противоречивый культ спартанской физической дисциплины и полной духовной свободы.
С 12 лет Кэтрин принимала участие в любительских спектаклях, в 1928 г. дебютировала в театре в Балтиморе, а год спустя очутилась на бродвейских подмостках. Тогда же она вступила в брак с филадельфийским брокером Огденом Смитом. Ее неуживчивый нрав воспрепятствовал семейному счастью — они развелись в 1934 году, — но не театральной карьере. Несмотря на трудность характера, режиссеры и театральные продюсеры не могли обойтись без Хепберн. Кэтрин нередко увольняли из театров, но затем приглашали вновь, слишком хорошей актрисой была эта необычная тонкая женщина с интеллигентным лицом, слишком большой успех спектаклей связывался с ее именем и у зрителей, и у придирчивой критики.
Тот же «сценарий» повторился и в кино, где Хепберн дебютировала в 1932 г. лентой «Билль о разводе». Она подписала контракт с «РКО», и хотя мастерство актрисы привносило юмор и изящество во всевозможные экранизации второсортных романов и пьес, в которых ее занимали, и они даже премировались («Ранняя слава», 1933 — «Оскар»; «Маленькие женщины», 1933 — приз МКФ в Венеции), участие в этих средних и пустых поделках не могло не раздражать Кэтрин. А после провала комедии «Воспитание ребенка» (1938), где она снялась с К. Грантом, и была ядовито названа «отравительницей успеха», Хепберн решила порвать с кинематографом и два года отказывалась от всех предложений. Правда, она пыталась получить роль Скарлетт 0'Хары в экранизации «Унесенных ветром», но в данном случае была отвергнута она.
Актриса вернулась на сцену, приняла участие в постановке комедии Ф. Барри «Филадельфийская история», вместо гонорара потребовала права на экранизацию спектакля и в 1940 году с триумфом вернулась в кино в главной роли в одноименном фильме, получив за исполнение роли капризной и своевольной богатой аристократки премию нью-йоркских критиков и выдвижение на «Оскар». Режиссера ленты — Д. Кьюкора и партнеров — Д. Стюарта и К. Гранта выбрала сама Хепберн.
А в следующей своей работе, «Женщине года» (1942), она встретилась с человеком, с которым ее связали в дальнейшем девять картин и двадцатисемилетний роман - Спенсером Трейси. Полные противоположности друг другу по вкусам, привычкам, происхождению, актерской технике, оба — сильные личности, они были близки, как редко бывают близки мужчина и женщина. Их взаимоотношениям посвящена книга Гарсона Кэнина «Трейси и Хепберн: интимные мемуары» (1972), ставшая бестселлером. Творческий же дуэт, в котором Кэтрин была «интеллектуалкой с принципами», а Спенсер — приземленным насмешником над всем и вся, во многом отражал реальные индивидуальности участников.
С именем Трейси связан пятилетний перерыв в творческой деятельности Хепберн: с 1962 по 1967 г. она ухаживала за тяжело больным возлюбленным, сменяя у его постели законную супругу, на которой актер был женат с 1928 г., но жил отдельно. В 1967 г. они снялись в последний раз вместе в ленте С. Крамера «Угадай, кто придет к обеду?», а после его смерти Хепберн вернулась на Бродвей и в кино.
Эта трогательная, лирическая, более чем четвертьвековая связь находилась в противоречии и с личностью актрисы, и с теми персонажами, что она изображала на экране. Лирика вообще не была ей свойственна. Самоуверенные, презирающие любое проявление слабости, умеющие постоять за себя героини — таков был ее удел. Она словно унаследовала от матери дух и внешность суфражистки — жесткая, властная, неумолимая, она вызывала восторг женской аудитории, стремящейся подражать ей в феминистическом угаре. И лишь такие сильные мужчины и партнеры, как С.Трейси («Хранитель огня», 1942; «Без любви», 1945; «Состоят в браке», 1948; «Ребро Адама», 1949; «Пат и Майк», 1956 и др.) или X. Богарт («Африканская королева», 1952, о съемках которой Кэтрин тридцать лет спустя написала искрящуюся юмором книгу) умели правильно расставить «физиологические» акценты. И тогда оказывалось, что за внешностью сухой, суровой старой девы скрывается трогательная, незащищенная и неудовлетворенная женственность, что и этой сильной волевой женщине необходимы опора, широкая спина и «жилетка», в которую можно поплакать.
Такую «жилетку» встретила Хепберн в фильме «На золотом пруду» (1981). Вместе с Г. Фонда они тельной нежностью и какойто юношеской привязанностью друг к другу пожилых людей. И состарившаяся феминистка, всю жизнь боровшаяся за равноправие мужчины и женщины, обнаружила это равенство — в любви...
Фильмография:
«Кристофер Стронг», 1938; «Злючка», 1934; «Маленький священник», 1934; «Разбитые сердца» 1935; «Элис Адаме», 1935; «Сильвия Скарлетг», 1936 «Мария Шотландская», 1936; «Женщина восстает», 1936 «Достойная улица», 1937; «Служебный вход в театр», 1937 «Праздник», 1938; «Солдатский клуб «За кулисами», 1943 «Семя дракона», 1944; «Без любви», 1945; «Подводное течение», 1946; «Море травы», 1947; «Песнь любви», 1947; «Кабинетный гарнитур», 1962; «Лев зимой», 1968; «Безумная из Шайо», 1969; «Троянки», 1971: «Неустойчивое равновесие», 1973; т/ф «Стеклянный зверинец», 1973; т/ф «Любовь среди руин», 1975; т/ф «Всходы зеленеют», 1979; «Окончательное решение Грейс Куигли», 1984; т/ф «Миссис Делафилд хочет выйти замуж», 1986; т/ф «Здесь спала Лора Лансинг», 1988.