Родился 28.6.1926 в Бруклине. Настоящие имя и фамилия: Мелвин Каминский.
В мире кино Мел Брукс известен не только как комический актер, но и как режиссер, сценарист и продюсер. Обладая весьма заурядной внешностью — ни атлетической фигуры, ни особой красоты (лысоватый, с крупным носом, глазами-буравчиками и маленьким подбородком), этот энергичный человек тем не менее сумел найти свое место на экране в одном ряду с Вуди Алленом и Биллом Косби. В комедиях с его участием можно столкнуться с любой тематикой — и исторической, и социальной, и футуристической...
Мел родился в небогатой семье в еврейском квартале Бруклина и к четырнадцати годам стал грозой мальчишек всех окрестных улиц. С профессиональной сценой он впервые соприкоснулся в качестве автора текстов для телепередач и сценариста популярных телесериалов, таких, как «Будь несообразительнее». Его дебют в кинематографе относится к 1967 г., когда он поставил фильм «Продюсеры» по собственному сценарию. Сразу же определился шутовской, комедийный тон, характерный и для большинства его последующих работ. Здесь рассказывалось о том, как двое мошенников, стремясь добиться успеха в театре, решили поставить мюзикл о жизни Адольфа Гитлера. Эта первая работа Брукса в кино была высоко оценена: фильм получил «Оскара» за лучший сценарий.
Актер вновь обратился к историческим личностям в 1981 г. в картине «Всемирная история, часть I», которую снова ставил сам. Здесь он сыграл сразу пять ролей — от Моисея до Людовика XVI и Жана, конферансье из ночного бара. Комик так и сыпал шутками, намеренно старомодными, далеко не все они отличались хорошим вкусом, но в большинстве случаев все же смешны. Взять хотя бы сцену в камере пыток, снабженной бассейном с купающимися в нем красотками, певцами-хасидами и приплясывающими монахами.
Бруксу было интересно пробовать себя в комедиях самого разного характера. Здесь и «12 стульев» по Ильфу и Петрову (1970), и «Пылающие седла» (1974) — комический вестерн, и «Молодой Франкенштейн» (1974) — пародия на фильм ужасов, и сделанный «под Хичкока» «Страх высоты» (1977). Не осталась без внимания и фантастика, точнее «Звездные войны». «Космические яйца» (1987) — явная пародия на них. Эсбруф (Брукс) — президент некой планеты, лишенной атмосферы, решает похитить ее с одного из спутников, шантажируя его короля. К сожалению, не все лингвистические и визуальные гэги смешны, хотя есть среди них и безусловные удачи.
Брукс отдал дань приемам немого кино («Немой фильм», 1976). В нем есть не только субтитры и музыкальное сопровождение, но даже и единственное произнесенное с экрана слово — «Черт!». Как и следовало ожидать, сказано оно человеком, который обычно молчит на сцене, — знаменитым французским мимом Марселем Марсо.
Брукс, не чуждый социально-политическим проблемам Америки (в частности, он пытается бороться с безработицей, поддерживает демократическое движение черных, был сторонником Джесси Джексона в предвыборной борьбе), затрагивает вопросы жизни бездомных в картине «Жизнь воняет» (1991). Миллионер Годдар Болт (Брукс) на пари должен прожить месяц в трущобах вместе с бездомными. Оказавшись на улице, он выясняет, что раздобыть деньги совсем не так просто. К счастью, он встречается с нищенкой Молли, которая жалеет его и начинает обучать уличным хитростям. Как обычно, Брукс играет с изрядной долей преувеличения, что хорошо в одних сценах, но вредит другим. Правда, Мел использует далеко не весь комический потенциал, заложенный в сюжете картины и в возможностях приглашенных им исполнителей. Создается впечатление, что представления создателей фильма о жизни бездомных основываются не столько на современной реальности, сколько на карикатурном изображении 30-х годов. По сравнению с другими работами актера и режиссера, его юмор здесь не носит столь явно эмоциональный или сексуальный характер, актриса, нет тут и прямых пародийных цитат из других фильмов.
В 1979 г. Брукс организовал собственную компанию «Брукс-фильм», на счету которой участие в производстве таких фильмов, как «Человек-слон» (1980), «Фрэнсис» (1982), «Муха» (1986). Специалисты высоко ценят его деловые качества. Мел — серьезный человек, который умеет быть смешным, но жизнь отнюдь не воспринимает как шутку.
С 1964 г. Брукс женат на актрисе Энн Бэнкрофт.