Родилась 9.8.1957 в Нью-Йорке, училась в Голливудской школе профессионалов.
Мелани - дочь известной в 50-е годы фотомодели Типпи Хедрен, знаменитой в основном своей ролью в "Птицах" А. Хичкока. Впрочем, отношения с режиссером у актрисы не заладились, а маленькая Мелани стала объектом характерного жестокого розыгрыша маэстро - получила куклу Барби, изображающую ее мать в маленьком гробике. Карьера Типпи Хедрен в кино не сложилась, и в дальнейшем она занималась в основном защитой животных.
Частью этой кампании были одиннадцатилетние съемки полудокументальной комедии "Рев", законченной в 1981 году, в которой в компании тигров и львов принимала участие и Гриффит. Крошка Мелани появилась в рекламном ролике еще в возрасте девяти месяцев, но первой сознательной работой в кино стала для нее роль в триллере Артура Пенна "Ночные ходы" (1975). Пени считал, что она идеальна как "выразительница постхиппового поколения, готового попробовать все". Во всяком случае, раздевалась она на экране со скандальной для пятнадцатилетней девочки естественностью. Тогда же начался ее роман с молодым Доном Джонсоном. Через некоторое время она рассталась с ним - только для того, чтобы снова объединиться в конце 80-х и завести детей.
Мелани Гриффит из тех молодых актрис, которые насыщают "коллективное бессознательное" современных молодых американок новыми поведенческими стереотипами. Можно почти наверняка сказать, что некоторые из них, садясь за руль, подтягивают юбку именно так, как это делала Гриффит - Лулу-Одри в фильме Джонатана Демми "Черт-те что" (1986). Когда ее "нимфетная сексуальность" пошла на убыль (другой известный фильм с ее участием в этом амплуа - "Бассейн утопленников", 1975, с Полом Ньюменом в главной роли), Мелани доказала, что обладает способностью к росту и качествами настоящей актрисы. И если в "Теледвойнике" (1984) Брайана Де Палмы она еще эксплуатирует близкие ей с детства сексуальные мотивы, то в "Черт-те что" и "Работающей девушке"' (1988) Майка Николса ее актерская индивидуальность проявляется в полной мере. В роли Лулу-Одри угадано изменение смысла ношения масок для поколения "бэби-бумеров" (родившегося в конце 40-х - начале 50-х годов)" Хотя карнавальность (и облачение в маски) была характерной чертой и "хипповых" 60-х годов, новое постхипповое поколение ("яппи") носит маски по-другому, в основном для того, чтобы слиться с обществом (Одри), а не противопоставлять себя ему (Лулу). Таким образом, оппозиция Лулу - Одри это оппозиция хиппи-яппи. И вместе с тем благопристойная Одри - тоже всего лишь маска, пришедшая из 50-х. Поэтому следующий шаг Гриффит - участие в яппи-драме "Работающая девушка" совершенно естествен. Пафос ее героини Тесе МакГилл в этом фильме - это стремление пробиться в принятой без всяких оговорок данной реальности без каких-либо "хипповых" попыток ее изменить. В еще большей степени сказанное относится к ее героиням в фильмах "Тихоокеанские высоты" (1990) режиссера Джона Шлезингера и "Костер амбиций" (1990) Брайана Де Палмы. Последний фильм в прокате и у критиков провалился, что, однако, не повлияло на репутацию актрисы. В фильме "Пронизывающее сияние" (1990, реж. Д.3елцер) она в паре с Майклом Дугласом воссоздает шпионскую историю 40-х годов.