Политизированные произведения гватемальского писателя уходят корнями в культурные традиции и мифы народа майя. Астуриас считается провозвестником латиноамериканского магического реализма.
Предки родившегося в городе Гватемале Астуриаса были индейцами. Его отец, адвокат по профессии и противник диктатуры Мануэля Эстрада Кабреры, был в 1900 году сослан в провинцию Салама, где и прошло детство мальчика. Начиная с 1915 года Астуриас изучал юриспруденцию в городе Гватемале и окончил учебу в 1923 году, написав выпускную работу "Социальные проблемы индейцев".
1924-1933: В Европе. В условиях политических трудностей, поправения режима Астуриас покинул родину и перебрался в Париж, где вплоть до 1928 года изучал в Сорбонне этнографию и богословие. Во французской столице он завязал контакты с представителями сюрреалистического движения. А с 1929 года работал корреспондентом многих ентральноамериканских газет в Европе. Дебютировав сборником лирики Луч звезды ("Rayito de estrella", 1929), Астуриас выпустил в 1930 году книгу сказочных историй Легенды Гватемалы ("Leyendas de Guatemala") - коллаж сновидений, магии и мифов майя.
1946: "Сеньор Президент". В 1933 году Астуриас вернулся в Гватемалу, работал редактором газеты и занимал должность доцента в университете. Публикация его романа Сеньор Президент ("El senor presidente"), ключевого произведения о диктатуре Эстрада Кабреры, была запрещена режимом генерала Убико. Астуриас оказался под надзором полиции, несколько раз был арестован и вся его семья жила под угрозой ареста. Тем не менее в 1938 году он основал радиостанцию "Диарио дель Айре" - единственную станцию, которая транслировала новости и политические комментарии.
В 1946 году, после падения режима, Астуриас смог выпустить роман о диктаторе у себя на родине. Кара де Анхель, фаворит всемогущего президента, влюбляется в дочь своего противника генерала Каналеса. Когда генерал узнает об этой связи, он чувствует себя преданным и умирает. Кара де Анхель, который давно отрекся от президента, гибнет в тюрьме. Глубоко пессимистичный роман раскрывает суть диктаторского правления, которое приводит к извращению всех человеческих взаимоотношений.
1949: "Маисовые люди". В 1946 году новый президент Арвало назначил Астуриаса атташе по культуре в Мексике (с 1947 года - в Аргентине). В 1949 году Астуриас опубликовал мистико-мифологический роман Маисовые люди ("Hombres de maiz") - образчик так называемого магического реализма. Труднодоступное Европейскому читателю произведение представляет собой смесь реальности и древних мифов коренных жителей Центральной Америки, которые для них являются частью действительности (например, превращение людей в камни или животных). Темой романа является борьба возделывателей кукурузы против агрария-предпринимателя.
В том же 1949 году появился первый том "банановой трилогии". Последняя была направлена против экономического и политического влияния американской компании "United Fruit Company". Астуриас отказался от стилистических экспериментов и обратился к классическому реализму - дабы иметь возможность представлять прежде всего факты.
1954-1966: Ссылка. При поддержке США был свергнут президент Арбензо Гузман, осуществлявший земельные реформы. Это заставило Астуриаса уехать в Буэнос-Айрес. Когда же власти выслали его за "антигватемальскую деятельность", он отправился в Европу и жил в Париже, Женеве и Риме. Опыт жизни в условиях оккупации он и описал в романе Уик-энд в Гватемале ("Week-end en Guatemala", 1956). В Европе также были написаны Дон Ниньо, или География снов ("El alhajadito", 1961) - роман, действие которого разыгрывается в мире представлений ребенка, и роман Мулатка как мулатка ("MulatadeTal", 1963) - своего рода мифологический лубок, представляющий различные ипостаси зла.
1967: Нобелевская премия. В 1966 году в Гватемале произошел очередной переворот. Новым президентом стал Мендеc Монтенегро, друг Астуриаса, назначивший его послом во Франции. Годом позже Астуриас, второй из латиноамериканских писателей (вслед за Чичелин Габриэлой Мистраль, 1945) был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В 1969 году вышел его религиозный роман Маладрон ("Maladron"), действие которого происходит в эпоху конкистадоров. На следующий год, в обстановке ужесточения режима, Астуриас ушел с поста посла. Писатель умер в 1974 году в возрасте 74 лет в Мадриде.