Надежда Андреевна Обухова (1886 - 1961 гг.)
Певица, народная артиска СССР, меццо-сопрано.
Певице были подвластны партии и высокого, и драматического меццо-сопрано, и контральто, она обладала удивительным по красоте и выразительности голосом, редким вокальным мастерством. Творческая многоликость ее не имела границ: своенравная Кармен, скорбная Любаша, мудрая Весна Красна, коварная Далила, трагическая Амнерис, волевая Марфа - вот далеко не полная галерея созданных ею оперных образов.
Н.А.Обухова родилась в 1886 году. Вся жизнь и творчество певицы были тесно связаны с Москвой.
Среди первых учителей будущей певицы была Э. Липман, которая в свое время училась у знаменитой Полины Виардо. Услышав молодую Обухову, ее голосом заинтересовался прославленный педагог Уэмберто Мазетти. Под его руководством начинаются занятия Надежды Андреевны в Московской консерватории. Там ее учителями были также Ф.К. Гедике (фортепиано); А. Секар-Рожанский и Н. Званцев (оперный класс).
Окончив консерваторию, Н.А. Обухова выдержала конкурс в Петербургский Мариинский театр, но не захотела расстаться с Москвой и в 1916 году Надежда Андреевна была принята в труппу Большого театра. Здесь она выступала около тридцати лет. Среди образов, созданных ею на оперной сцене: Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Далила ("Самсон и Далила"), Амнерис ("Аида"), Кармен ("Кармен").
Удивительный голос Н.А. Обуховой - один из самых красивых в истории русской и мировой певческой культуры.
Но имя Н.А. Обуховой у любителей музыки прежде всего ассоциируется с русским романсом. Глубина ее теплого меццо-сопрано, как нельзя лучше подходила для исполнения романса.
Еще в годы работы в театре Обухова нередко пела в концертах, а оставив оперную сцену, артистка всецело отдалась камерному исполнительству. Концертный репертуар певицы отличается широким разнообразием, но особое место в нем занимали романсы русских композиторов: Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова. К числу особенно высоких достижений Надежды Андреевны относится исполнение романсов Чайковского. С глубоким чувством пела она русские песни и старинные романсы. Ее исполнение русских романсов до сих пор является образцом для вокалистов, принадлежащих к академической школе.
Н.А. Обухова подолгу изучала текст в его звучании, искала наиболее выразительные переходы от одного звука к другому. Глубоко проникая в авторский замысел, она стремилась в то же время к самостоятельности трактовки. Добившись высочайшего вокального мастерства, Н.А. Обухова до конца своих дней не переставала искать все более совершенного выражения - всеобъемлющего, правдивого.