Русский историк, публицист, писатель, издатель многих известных литературных журналов и альманахов, в том числе журналов "Московский вестник", "Московский наблюдатель" и "Москвитянин".
Погодин родился в семье крепостного домоправителя графа И. П. Салтыкова. В 1806 г.
вся семья Погодиных получила волю. Благодаря близости к Салтыковым, которые имели большие связи в свете, молодой Погодин уже в четырнадцатилетнем возрасте поступает в гимназию, а после окончания гимназии, в 1818 г., его принимают на словесное отделение Московского университета.
Благодаря помощи Салтыкова, юноша легко устраивается преподавателем частных уроков в семью князя И. Д. Трубецкого. В доме Трубецких собирался цвет молодой аристократии Петербурга. Благодаря положению домашнего учителя, Погодин легко заводит знакомства в этой среде. Под впечатлением молодых "гениев литературы", Погодин решается попробовать себя на литературном поприще - в 1820 г. он начинает переводить из Гете и Овидия, заводит дневник, в котором аккуратно и подробно записывает свои посещения литературных салонов и свои встречи с литераторами. Дневник Погодина, благодаря подробности описаний, имеет большое значение как исторический документ.
В 1821 году Погодин успешно заканчивает университет в звании кандидата и целиком посвящает себя педагогической деятельности. Сын крепостного крестьянина становится крупнейшим культурным деятелем России 1830-40-х годов. Начав в 1825 году с должности обычного преподавателя всеобщей истории при Московском университете, Погодин достигает самых вершин университетской карьеры. В 1825 году он удачно защищает магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", с начала 1830-х, в должности профессора, возглавляет кафедру русской истории на словесном факультете Московского университета, а в 1841 становится академиком того же университета. К числу его учеников принадлежат С. М. Соловьев, И. Д. Беляев, археографы Н. В. Калачев, А. Ф. Бычков.
Литературная деятельность Погодина никогда не отходила на второй план. Начав с публикаций статей о литературе в журнале "Вестник Европы" в 1821 году, он продолжал заниматься литературной деятельностью и на всем протяжении университетского периода своей жизни. В 1820-х годах выходят его переводы трудов Нича, Добровского, исторических работ Эверса и Неймана, трагедий Гете, собственные работы по русской истории.
Постепенно Погодин подходит к решению заняться издательской деятельностью. В 1825 году издает альманах "Урания", авторами-участниками которого становятся Е. А. Баратынский, Н. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев и несколько других известнейших писателей того времени.
С 1827 по 1830 Погодин издает журнал "Московский вестник", публикуя в нем в основном статьи по философии, эстетике, литературе и истории, а также и свои рецензии, переводы, и произведения в прозе. Рассчитанный на серьезного и вдумчивого читателя журнал не заинтересовал обычных читателей, которые желали более простого и развлекательного "чтива". Поэтому, не набрав должного количества подписчиков, журнал Погодина по прошествии трех лет был закрыт.
Впоследствии, Погодин еще не однократно предпринимал издательские предприятия - сотрудничал в журнале "Телескоп" и "Молва" (И. И. Нежина); в 1835-39 гг., вместе с В. П. Андросовым и С. П. ШевырЕвым, участвовал в издании журнала "Московский наблюдатель"; а в 1841-56 - журнала "Москвитянин".
В 20-х - начале 30-х гг. Погодин активно писал в прозе - в основном романтические и исторические произведения.
Наиболее известная историческая драма - трилогия ("Марфа Посадница" (1830), "История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове" (1835) и "История в лицах о Дмитрие Самозванце" (1835)). Эта трилогия очень понравилась Пушкину, который высоко оценил ту беспристрастность изображения, которую удалось сохранить Погодину, рисуя в своих произведениях вольный город Новгород.
После публикации сборника "Повести Михаила Погодина" (1832), Погодин полностью отошел от литературы, целиком отдавшись публицистике и трудам по истории. В 1835 году Белинский, очерчивая "полный круг русской повести", включил в шестерку лучших прозаиков того времени наряду с Гоголем, Марлинским, Одоевским, Павловым, Полевым и имя Михаила Погодина. Белинский писал: "мир его поэзии (Погодина - А.У.) есть мир простонародный, мир купцов, мелкопоместного дворянства и мужиков, которых он, надо сказать правду, изображает очень удачно, очень верно".
С середины 1840-х годов и до конца своей жизни Погодин активно занимался сбором различных исторических источников, от древних книг и манускриптов, до монет и оружия. Собранное им огромное "Древлехранилище" потрясало объемом представленных в нем коллекций предметов древности.
Труды Погодина по истории Древней Руси оказали заметное влияние на развитие исторической науки в нашей стране - к числу наиболее известных его работ принадлежат: установление источников Начальной летописи, изучение политических предпосылок возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и другие.