Родился 26.1.1925 в Шейкер-Хайтс (шт. Огайо). В 1951— 1952 гг. учился в Йельской школе драматического искусства и Актерской студии в Нью-Йорке.
Казалось, сама природа предназначила этого статного, красивого парня с медальным профилем и пронзительными синими глазами для того, чтобы быть на виду: на сцене или на экране.
Однако обстоятельства долго этому препятствовали: сначала служба в армии, где в конце второй мировой войны он был бортрадистом. Потом — семейный долг — после смерти отца кому-то надо было торговать в магазинчике спортивных товаров, приносивших Ньюменам средства к существованию. К тому же появилась собственная семья, родился сын.
Но призвание, в конце концов, взяло верх. Начался долгий и трудный путь сначала на сцену, а потом и на экран. Конечно, помогали обретенные под руководством Ли Страсберга и Элиа Казана профессиональные навыки, но самую большую уверенность в себе ему придала сначала нежная дружба, а потом — после развода — брак с также лишь начинавшей тогда свой творческий путь актрисой Джоанной Вудворд. Она стала не только любимой женой, союз с которой длится вот уже четвертое десятилетие, матерью троих дочерей, но и умной советчицей, благодаря которой актер более тщательно выбирал роли и работал над ними.
Заметив успех Ньюмена в «Пикнике» на бродвейской сцене, фирма «Уорнер бразерс» предложила ему контракт. В 1955 г. Пол дебютировал в костюмном библейском боевике «Серебряная чаша». Его герой — грек, проданный в рабство римлянам, изготовил футляр для сосуда, из которого Христос пил во время тайной вечери. Критике новичок не понравился. Его упрекали в недостаточной эмоциональности, подражании Брандо, излишней красивости. Актера ждала участь звезды, использующей лишь свои внешние данные.
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1956 г. погиб Джеймс Дин и осталась сиротой предназначенная для него роль в фильме Роберта Уайза «Кому-то там наверху я нравлюсь». А Ньюмен только что создал подобный же образ в телевизионной экранизации рассказа Э. Хемингуэя «Чемпион» Артура Пенна. Это и решило дело. Играя реального боксера Рокки Грациано, Пол показал этого парня из бедной семьи, сумевшего поймать за хвост «американскую Мечту», не ходячей нравоучительной прописью, а живым человеком, за грубоватым обликом которого крылись и многомерность натуры, и страстность, и нежность. Хвалебные критические отклики и премия «Золотой глобус», как перспективному начинающему актеру 1956 г., утвердили репутацию Ньюмена в кинематографе.
Наряду с до он стал ведущим мастером Голливуда, которому предназначались уже самые сложные и тонкие роли. Бена Квика — парня из народа, заполучившего в жены дочку богатого человека («Долгое жаркое лето» по роману У. Фолкнера «Деревушка», 1958, премия 11 МКФ в Канне). Алкоголика Брика — сына богатого плантатора, так и не сумевшего подарить отцу долгожданного наследника («Кошка на раскаленной крыше» по Т. Уильямсу, выдвижение на «Оскар» в 1958 г.). Лишившегося всяких иллюзий Чанса, которому угрожает унизительная операция («Сладкоголосая птица юности», 1962). Во всех этих ролях, которые Пол наделил собственным обаянием, ему еще не хватало непосредственности, интуиции, органичности, чем так покорил всех Брандо. Много лет спустя Ньюмен признал, что всегда завидовал актерам «от Бога», стремясь возместить то, что ему не было дано природой, упорным трудом.
В тех же случаях, когда роли не были столь психологически сложными, он был на высоте. Особенно это касается вестернов, приключенческих лент, уголовных драм. Недаром именно его выбрал А. Пени для своего режиссерского дебюта в кино — фильма «Оружие левши» (1959), где тот создал весьма запоминающийся образ бандита Билли Кида. Столь же привлекательным получился и его Буч Кэссиди в «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» Дж. Роя Хилла (1969): актер сумел наполнить эту роль не только приключениями, но также юмором и лиризмом. (Вновь в паре с Р. Редфордом он удачно выступил и в криминальном фильме «Афера», 1973.) Роберт Олтмен умело использовал комедийный дар Ньюмена в сатире «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидячего быка» (1976), где национальный кумир Уильям Коди, один из завоевателей Дальнего Запада, показан как человек с фальшивой душой, играющий даже наедине с самим собой. Аффектированность жестикуляции и мимики актера умело подчеркивала глупость и мелкое тщеславие его персонажа. Ньюмен с радостью согласился участвовать в картине, защищающей индейцев, ибо тема была ему внутренне близка. Ведь именно он создал прекрасный образ гордого и смелого представителя этого народа в фильме «Омбре» (1967). В 80-е Пол вступил в прекрасной физической форме, которую тщательно поддерживает: купается зимой в проруби, каждое утро погружает голову в ведро с ледяной водой (лучшая косметика для лица!), увлекается автоспортом, участвует в гонках. Роли, исполненные им в этот период, свидетельствуют об огромном опыте и обретенном мастерстве. Адвокат Фрэнк Гэлвин — пьяница, сумевший обрести утраченное достоинство в борьбе за справедливость («Вердикт» , 1982). Майкл Гэла-хер — делец, связанный с теневым миром, но оказавшийся значительно лучше окружающих его «нормальных» людей («Без злого умысла» , 1981). Стареющий строительный рабочий в «Гарри и сыне» (1983) — его третьем режиссерском опыте. Генерал Лесли Гровз — один из инициаторов атомного «Манхеттенского проекта» («Толстяк» и «Малыш», 1989). Глава супружеской пары американцев, застигнутых войной в Европе («Мр. и мрс. Бриджес», 1990). В последнем фильме партнершей была Джоанна Вудворд. Она же играла главные женские роли и в его режиссерских работах: «Рей-чел, Рейчел» (1968), «Влияние гамма-лучей на рост маргариток» (1972), «Стеклянный зверинец» (1987). В каждом из создаваемых образов актер умеет найти иной поворот, новый нюанс характера и поведения, что делает играемых им людей непохожими друг на друга. Шесть раз он выдвигался на премию «Оскар», но получил ее лишь в 1985 г. за «вклад в киноискусство», а затем — в 1986-м за фильм «Цвета денег». Пол Ньюмен — не только прославленный актер и известный режиссер, но и удачливый бизнесмен. Он владеет фабрикой, производящей салаты и соусы по его собственным рецептам. Весь доход от нее идет на благотворительные нужды: на борьбу с наркоманией (его старший сын погиб от злоупотребления наркотиками), на содержание оздоровительного лагеря для детей, больных раком.
Фильмография: «Пытка», 1956; «Пока они плывут», 1957; «История Хелен Морган», 1957; «Собирайтесь вокруг флага, ребята!», 1959; «Молодые филадельфийцы», 1959; «Исход», 1960; «С террасы», I960; «Шулер», 1961; «Парижский блюз», 1961; «Приключения молодого человека» Хемингуэя», 1962; «Хад», 1963; «Любовь по-новому», 1963; «Премия», 1963; «Ну и дела!», 1964; «Надругательство», 1964; «Леди Л», 1965; «Харпер», 1966; «Разорванный занавес», 1966; «Люк — холодная рука», 1967; «Тайная война Гарри Фрига», 1968; «Победа», 1969; «Радиостанция», 1970; «А случается, я вдохновляюсь», 1971 (и режиссер); «Карманные деньги», 1972; «Жизнь и времена судьи Роя Вина», 1972; «Человек Макинтоша», 1973; «Ад в поднебесье», 1974; «Бассейн утопленников», 1975; «Немое кино», 1976; «Удар мимо ворот», 1977; «Квинтет», 1979; «Когда время истекло», 1980; «Форт Апач», Бронкс», 1981; «Блейз», 1989; «Полномочия молокососа», 1992.