Между тем в прибрежных районах Иберийского полуострова и процветающих областях Америки обнаруживались явные признаки социального раскола в обществе, ориентированном больше на экономические, чем на сословные критерии.
Поэтому целью монархов, а также маркиза Энсенады была поддержка экономической и общественной модернизации в рамках просвещенного абсолютизма, причем в Европе прежде всего поощрялось ремесленное и зарождающееся промышленное производство, в Америке же — горнодобывающая отрасль и сельское хозяйство. Помимо этой глобальной стратегии, нацеленной на усиление интеграции хозяйства колоний в экономику метрополий, в Испании старались также решать регионально-политические вопросы. Так, например, ремесла, в частности полотняные и шелковые производства Кастилии, попавшие в XVII веке в кризис, были поддержаны королевскими мануфактурами, которые начали закладывать еще во времена Филиппа V. При Фердинанде заметно возросли государственные дотации на эти мануфактуры и их производительность. Это было началом политики поощрения экономики, которую продолжил Карл III.
Энсенада поддерживал не только экономическую модернизацию Испании и ее колоний, но реформировал также государственные финансы. К 1753 году налоговые откупщики, от которых прежде поступало более 70 процентов всех налоговых сборов, были заменены в Испании и Америке государственными служащими. Несмотря на высокие административные расходы, устранение системы налоговых откупщиков к концу правления Фердинанда VI привело к повышению государственных доходов на 50 процентов.
Чтобы привести налогообложение в соответствие с экономической производительностью, Энсенада намеревался заменить взимаемые в Кастилии многочисленные отдельные налоги, которые преимущественно обременяли торговлю и потребление, единым сбором, которым должны были облагаться доходы и имущество (unica contribucion). Для этого он распорядился собрать обширные статистические данные о ситуации с доходами и имуществом в Кастилии — так называемый «кадастр Энсенады», результаты которого были представлены короне в 1757 году. Но поскольку к тому времени Энсенада был свергнут, противникам unica contribucion, и прежде всего знати и духовенству, интересы которых задевались больше всего, удалось помешать введению этого налога на доходы и имущество.
Не ограничиваясь подъемом доходов путем повышения эффективности взимания налогов, Энсенада стремился также к повышению рациональности использования скудных финансовых средств короны. Для этого в 1749 году по всей Испании были введены должности интендантов провинций и армии. Чиновники эти были призваны координировать на уровне провинций деятельность гражданской, судебной, финансовой и военной администраций. Данными мерами Энсенаде удалось профинансировать восстановление испанского флота, который за несколько дней до вступления в силу Аахенского мира в октябре 1746 года понес огромный урон от англичан.
Энсенада распорядился расстроить испанские верфи, в частности в Галисии, и к концу правления Фердинанда VI удалось довести количество испанских военных кораблей до 76, чего при Бурбонах еще не бывало. Вместе с тем Энсенада улучшил обороноспособность Испании путем обновления старых и строительства новых крепостных сооружений, например, форта Фигерас в Каталонии, которому вскоре суждено будет устоять перед атакой французских войск. Кроме того, по его распоряжению было модернизировано производство оружия и боеприпасов, реорганизована армия и создана система провинциальной милиции. По его мнению, увеличение численности регулярной армии наверняка столкнулось бы с сопротивлением со стороны населения и сильно нагрузило бы и без того нуждавшуюся в передышке после затяжных итальянских войн испанскую экономику.
В общем, можно утверждать, что правление Фердинанда VI характеризовалось центробежной экономической политикой, поскольку расходы по бюджету государства направлялись также в слабые регионы, финансовая политика Энсенады была настолько успешной, что, невзирая на массивную программу вооружения, государственный долг упал и доходы короны впервые превысили ее расходы. Избыточные деньги складывались на хранение в депозитарий, чтобы предотвратить их негативное воздействие на экономическую деятельность.
В церковной политике глубоко религиозного короля Энсенаде удалось, после длительных тайных переговоров в 1753 году с курией, заключить соглашение, нормализовавшее отношения между Римом и Мадридом и усилившее положение короны по отношению к церкви. Но испанской короне не удалось добиться полного патронажного права над церковью на Иберийском полуострове. В ходе подготовки переговоров в Риме Энсенада поручил ученым поиск документов в кафедральном соборе Толедо, доказывавших фактический церковный патронаж кастильской короны в прежние столетия. Снятые при этом копии и изучение архивных документов послужили утверждению метода критической работы с источниками и заложили начало испанской исторической науки.
Отпечаток времени правления Фердинанда VI и его деятельности по модернизации государства в духе просвещенного абсолютизма заметен и в культурной политике. Разумеется, монархи больше не ориентировались на Версальский двор. Они поддерживали, следуя личным интересам, исполнение итальянских опер.
Оперный певец Карло Броши — Фаринелли, композитор и капельмейстер Доменико Скарлатти, учитель Барбары Браганза, устраивали при дворе концерты и оперы; в королевской резиденции Аранхуэс они устраивали дорогостоящие музыкальные фестивали. Фаринелли также стал ближайшим доверенным лицом королевской четы в политических делах. Меценатство не ограничивалось музыкой. В 1752 году при поддержке Фердинанда VI в Мадриде была основана Академия искусств Сан-Фернандо, где преподавали изобразительное искусство и архитектуру.
Статья получена: www.world-history.ru