Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Ричард Бертон

 

Ричард Бертон

 

 

Ричард БертонНастоящая фамилия: Дженкинз. Родился 10.11.1925 в Понтридайфене (Уэллс), умер 5.8.1984 в Селиньи (Швейцария). Двенадцатый из тринадцати детей шахтера, Ричард рано проявил свои способности, побуждая тем самым преподавателей всячески поощрять и поддерживать юный талант. Особую роль в его биографии сыграл учитель Филип Бертон, много занимавшийся с ним и отучивший от валлийского акцента. Его-то фамилию молодой Ричард Дженкинз и взял в качестве сценического псевдонима.

загрузка...

 

 

Первую театральную роль Бертон сыграл в 1943 г. в пьесе известного валлийского драматурга, актера и режиссера Эмлина Уильямса «Отдых Друидов». После этого он служил в армии (ВВС), прошел устраивавшийся для военнослужащих полугодичный курс в Оксфордском университете и, демобилизовавшись в 1947 году, получил профессиональный контракт в Лондоне. С Эмлином Уильямсом связан и кинодебют Бертона: он сыграл одну из главных ролей в его фильме «Последние дни Долвина» (1948). В молодом Бертоне привлекали прежде всего взрывной темперамент и великолепный голос: глубокий, мягкий и необыкновенно сильный. Поэтому он много читал на радио и уже в 1951 г. дебютировал в роли принца Халя (в «Генрихе IV») на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Стиль его игры, во многом сохранившийся в последующие годы, уже тогда четко определил К. Тайнен: «Бертон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. В двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво». Тогда же, в начале 50-х годов успешно началась и голливудская карьера Бертона. Первый же из его американских фильмов «Моя кузина Рейчел» (1952) принес ему выдвижение на «Оскара». (Всего их за кинематографическую жизнь было шесть, но ни одно так и не обернулось премией.) Бертона сравнивали с молодым Лоуренсом Оливье и предсказывали блестящее будущее. Однако до 1958 г., когда на экраны вышла киноверсия знаменитой пьесы Осборна «Оглянись во гневе», больших художественных достижений у Бертона в кино не было. Роль же молодого интеллигента «из низов», озлобленного на всю окружающую жизнь, начиная с чуждого ему общества и кончая собственной женой, оказалась ему весьма близкой. Закипающие холодной яростью глаза Джимми Портера— Бертона выражают всю силу неприятия безнадежно устаревших и лживых «правил игры», которое принесло с собой в социальную жизнь его поколение.

Выступление на Бродвее в мюзикле «Камелот» (1960) окончательно утвердило Бертона в статусе международной звезды. С этих пор он позволил себе не выкладываться до конца в каждой роли, полагаясь на безупречную технику, обаяние своей сильной личности и великолепный голос. О том, что это вполне сознательный подход, свидетельствуют его собственные признания в журнале «Лайф»: «Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу». Такие высшие точки достигались самим Бертоном нечасто и, как правило, в ансамбле с другими выдающимися исполнителями. Скажем, в «Бекете» (1964) П-Гленвилла (по Ж. Ануйю) он играл в паре с Питером ОТулом, а среди других исполнителей был Джон Гилгуд, незадолго до этого поставивший с Бертоном в главной роли сценического «Гамлета» в современных костюмах, после которого вся Америка заговорила о принце датском из поколения «сердитых». И вот, приступая к «Бекету», актер, актриса, по собственному признанию, лишь в четвертый раз после девятнадцати картин настроился на то, чтобы действительно быть хорошим киноактером. Роль бывшего гуляки, компаньона королевских похождений, ставшего несгибаемым защитником церковных привилегий после принятия архиепископского сана и принявшего мученическую смерть от руки короля Генриха II, позволила Бертону в роли Фомы Бекета продемонстрировать широчайший исполнительский диапазон.

Другим таким же несомненным успехом ансамблевой работы стала экранизация пьесы Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966), где Бертон в паре с Элизабет Тейлор безжалостно вывернул наизнанку всю неприглядную подкладку благополучного на вид брака.

Из сольных достижений этого времени выделяется роль в экранизации романа Ле Карре «Шпион, который пришел с холода» (1965, реж. М. Ритт). Агент, обманутый своими начальниками и заранее предназначенный в жертву в ходе крупной игры, приобретает в исполнении Бертона масштабность трагического персонажа. По рисунку роли он не столько действует, сколько реагирует на происходящие события, производя, по отзыву рецензента, «впечатление вулкана сразу после извержения». И все же, в конце концов, звезда победила в Бертоне театрального актера, привыкшего к постоянному труду. (Именно это последнее качество отличало большинство британских мастеров сцены, попавших в Голливуд.) В центр внимания прессы попадают прежде всего его отношения со знаменитой американской кинозвездой Элизабет Тейлор, роман с которой, завершившийся браком в 1964 г., начался на съемках «суперколосса» «Клеопатра» (1963), где Бертон играл Антония, а Тейлор — заглавную героиню. Этот знаменитый актерский союз, которому предшествовали громкие бракоразводные процессы обоих, долго занимал журналистов благодаря экстравагантности Тейлор и крутому нраву дружного с рюмкой Бертона. В какой-то момент они развелись, потом через год опять воссоединились, чтобы в 1976 г. снова расстаться...
В эти годы особенно развился алкоголизм Бертона, оказавшийся оборотной стороной его актерской профессии, ибо в ней, по его словам, «есть что-то унизительное для мужчины». «В этом есть что-то ненатуральное, — признавался Бертон, — мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд». Как бы то ни было, поздние кинороли, будучи достаточно добротно сыграны, не добавили ничего к славе актера, оставив за ним репутацию таланта, очень много обещавшего, но всех своих обещаний так и не выполнившего. Последней его ролью стал таинственный и жестокий 0'Брайен в экранизации оруэловской антиутопии «1984». Осенью того же 1984 г. Бертон умер в своем доме в Швейцарии, где он жил, скрываясь от непомерно высоких английских налогов.

Фильмография: «А Варавва был разбойником», 1949; «Набережная», 1950; «Женщина без имени», 1950; «Зеленеет тростник», 1951; «Крысы пустыни», 1953; «Багряница», 1953; «Первый среди игроков», 1955; «Дожди Ранчипура», 1955; «Александр Великий», 1956; «Морская жена», 1957; «Горькая победа», 1957; «Куст куманики», 1960; «Самый длинный день», 1962; «Весьма важные персоны», 1963; «Ночь игуаны», 1964; «Гамлет», 1964; «Что нового, киска?», 1965; «Кулик». 1965; «Укрощение строптивой» , 1967; «Доктор Фауст», 1967; «Комедианты» , 1967; «Бум!», 1968; «Кэнди», 1968; «Там, куда орлы не залетают», 1968; «Лестница», 1969; «Анна тысячи дней», 1969; «Рейд на Роммеля», 1971; «У молочного леса», 1971; «Негодяй». 1971; «Убийство Троцкого», 1972; «Хаммерсмит вышел на волю», 1972; «Синяя Борода», 1972; «Сутьеска» , 1973; «Репрессия», 1973; «Поездка» , 1974; «Человек из клана», 1974; «Еретик: Изгоняющий дьявола II», 1977; «Эквус», 1977; «Прикосновение Медузы», 1978; «Дикие гуси», 1976; «Отпущение грехов», 1978; «Штайнер —Железный Крест», 1979; «Тристан и Изольда», 1979; «В кругу двоих», 1980; т/ф «Вагнер», 1983; т/ф «Остров Эллис», 1984.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Ричард Бертон":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

«Бертоне» пустил пузыри

Когда «Мерседес» представил свой Smart в середине девяностых многие люди были удивлены. Неужели этот малютка может быть практичным автомобилем? Но как показала практика для города это то, что надо.

» Разное - 1464 - читать


Король Ричард: злодей или неудачник?

Уже четыре века английский король Ричард III служит олицетворением жестокости и коварства — таким он выведен в гениальной пьесе Шекспира. Но современные историки считают, что реальный облик этого монарха был далеко не таким однозначным. Очерняя его, драматург выполнял «социальный заказ» династии Тюдоров, которая лишила Ричарда короны, а заодно и жизни.

» Знаменитые люди - 3063 - читать


Ричард неустрашимый

Рассказ о жизни короля-рыцаря, полной звона оружия, шепота интриг и песен трубадуров. В объемистой книге « Жизнеописания трубадуров» из серии «

» Направления в науке - 1293 - читать


Боб Ричардсон: гениальный бунтарь

5 декабря 2005 года в возрасте 77 лет ушел из жизни один из самых легендарных модных фотографов прошлого века – Боб Ричардсон (Bob Richardson). Он ушел тихо и незаметно, а пресса в предрождественской суете не уделила этому факту большого внимания. Опомнились только сейчас, постоянно звонят сыну мастера Терри, спрашивая: «На самом деле Ваш отец умер?..» И только спустя месяц после его смерти мир почтил память этого талантливейшего маэстро фотографии.

» Мода - 1539 - читать


Клифф Ричард /Гари Роджер Уэбб/

В почти что ископаемом - с точки зрения рок-истории - прошлом, а именно в феврале 1959 года, в студии номер 2 (той самой, где несколько лет спустя начнут работать THE BEATLES) грамофонной компании EMI на Эбби-Роуд в Лондоне молодой английский певец записывал свой первый долгоиграющий диск. Пластинка была не совсем обычной по двум причинам: во-первых, она делалась "вживую", то есть без многочисленных кропотливых проб и перезаписей, присущих работе в студии; во-вторы ...

» Музыкальное творчество - 2104 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Ричард Бертон

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru