В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950-53).
Ранние годы
Родился в семье владельца эмальерной мастерской. Подростком учился в местной школе декоративно-прикладного искусства; зарабатывал на жизнь, гравируя орнаменты на крышках часов. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени — Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-10), П. Беренса в Берлине (1910-11). В 1911 путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое влияние античной и мусульманской архитектуры.
Уже в проекте “Дома Ино” (1914) в полемически-заостренной форме выразил новые перспективы индустриально-типового строительства (вся структура дома состоит из опор и трех железобетонных плит).
Авангардные дома
С 1917 Корбюзье обосновался в Париже, основав в 1922 архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). Разработав теорию пуризма, рационалистически-функциональной чистоты форм, изложил свою концепцию современного зодчества в журнале “Эспри нуво” (1920-25), в книгах “К архитектуре” (1923), “Градостроительство” (1925) и других.
Наглядными манифестами этих концепций явились (в области индивидуального жилого строительства) виллы и особняки, аскетически-геометричные по своим формам, возведенные согласно принципу функционализма (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 1923-34; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-31, и другие; к этим постройкам примыкал павильон “Эспри нуво” на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). В них четко воплотились сформулированные Корбюзье “пять отправных точек новой архитектуры” (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций).
Став сенсациями авангардной моды, “дома-манифесты” остро, подчас на грани иронии выразили динамику новых ритмов жизни, их резкий контраст с привычной традицией, заложив в то же время основы важнейших строительно-технологических новшеств (в области остекления, каркаса, облицовки, инженерных коммуникаций — все это тщательно разрабатывалось самим Корбюзье).
Градостроительные утопии
Резко поставив альтернативу “архитектура или революция”, считая процесс обновления зодчества самым надежным средством против неотвратимых социальных потрясений, Корбюзье выдвигает радикальные идеи в области градостроения в целом. В плане “современного города на 3 миллиона жителей” (1922; из него возник так называемый “план Вуазен” для Парижа), в проектах для Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и других своих концепциях он развивает принципы “вертикального города-сада” или “лучезарного города” (название его книги 1935 года), с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими парковыми пространствами между ними, с четким разделением транспортных, жилых и промышленно-деловых зон.
Создаваемые по планам Корбюзье монументальные общественные здания (общежитие швейцарских студентов в университетском городке в Париже, 1930-32, или Министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, с соавторами, 1937-43) мыслятся как средоточия нового урбанизма, властно организующие вокруг себя окружающее пространство.
В Москве по его проекту — при участии Н. Д. Колли — был выстроен строгий по формам и в то же время пластически экспрессивный (в особенности со стороны двора) Дом Центросоюза (ныне Центральное статистической управление, 1928-35). С энтузиазмом откликнувшись на социально-урбанистические преобразования в России, Корбюзье оказал значительное влияние на советскую архитектуру 1920-х — начала 1930-х гг. Однако затем он порывает сотрудничество с советскими властями: его эстетические взгляды оказались несовместимыми с практикой и идеологией тоталитаризма.
Поздние работы
После Второй мировой войны международный авторитет Корбюзье кажется незыблемым. Идеи его “Лучезарного города”, а также книги “Три человеческих измерения” (1945) ложатся в основу “Афинской хартии”, принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945). В Марселе он создает “жилую единицу” (1947-52), многоэтажный дом, ставший прообразом для массового жилого строительства по всей планете, а в Чандигархе (Индия, 1950-57) ему, наконец, удается полномасштабно реализовать свои градостроительные замыслы.
Откликаясь с известной долей самокритики на “сверхутопические” тенденции голого строительного прагматизма, примитивно понимаемой “пользы вместо красоты” (тенденции, доводящие до абсурда его собственные идеи и подвергнутые вскоре резкой критике в архитектурном постмодернизме), Корбюзье в своих поздних постройках усиливает образное начало, сочетая функциональную продуманность общей структуры с мощной драматической экспрессией форм (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане,1950-53; здание Верховного суда в Чандигархе; павильон фирмы “Филипс” на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958; доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона, 1959).
Живопись, скульптура, дизайн
Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись — картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей жизненной среды. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, “Модулор”, символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших “Марсельскую жилую единицу”). Мастер внес большой вклад и в дизайн мебели, способствуя рационально-конструктивному облегчению ее основных узлов.