Шарль Азнавур – автор более тысячи песен, многие из которых вошли в сокровищницу французской эстрады. Он стал первым французским исполнителем, которому удалось получить платиновый диск в Европе. Общее количество дисков, проданных за карьеру певца, перевалило уже за 100 млн. Его песни исполняли Рэй Чарльз, Ширли Бейси, Лайза Минелли, Фред Астер, Бинг Кросби и многие другие известные артисты. По результатам опроса журнала Time, Шарль Азнавур был назван лучшим эстрадным исполнителем XX века.
Критики отзываются о концертах певца как о «двух часах нежности, ностальгии и любви», а шансонье Морис Шевалье однажды сказал, что этот артист «поет о любви так, как до сих пор еще никто никогда не пел. Он поет так, как сам любит, чувствует и страдает».
Настоящее имя Шарля Азнавура - Shahnour Varenagh Aznavurjian (Шанур Варинаг Азнавурян). Он родился 22 мая 1924 года в Париже, в семье выходцев из Армении. Уже в возрасте пяти лет Шарль играл перед зрителями на скрипке, а в девять дебютировал на сцене, исполняя русские танцы. Петь он тоже начал с детства, в капелле церкви Сен-Северена. Когда ему было тринадцать лет, он сыграл в театре Одеон маленького Генриха IV в пьесе «Марго».
После Второй мировой войны Азнавур вернулся к любимому делу - стал играть в театре, на сей раз в драматической труппе Жана Дасте. В 1947 году он начал работать в дуэте с Пьером Роше в качестве певца и автора песен. Несмотря на поддержку Мориса Шевалье и Эдит Пиаф, певцу потребовалось более 10 лет на то, чтобы добиться признания у публики. Поначалу критики были настроены крайне недоброжелательно к этому щуплому, невзрачному обладателю хриплого, ничем не примечательного голоса. Тематику его песен тоже не могли оценить, ведь для французской эстрады того времени было характерно сочетание слащавой сентиментальности и банальности. А в творчестве Азнавура явственно прослеживалось совсем иное: меланхолия, ностальгия, ирония и другие табуированные темы.
Именно тогда, в середине 50-ых в его репертуаре появилась песня "Aprеs l'amour" ("После любви"), содержание которой было сочтено слишком откровенным, настолько, что ее запретили транслировать на радио. Тем не менее, артист не сдавался и выступал перед публикой в клубах, коль скоро на радио его не жаловали. И, в конце концов, он добился признания. Более того - принято считать, что певец произвел настоящую революцию на французской музыкальной сцене.
Целеустремленность Азнавура сделала свое дело: он стал звездой парижского мюзик-холла, а затем, после съемок в кино его популярность возросла еще больше. В 1960 году он получил приз Каннского фестиваля за роль в фильме Андре Кайатта "Завтра моя очередь", также он снялся в картинах "Стреляйте в пианиста", "Дьявол и десять заповедей", "Жестяной барабан", "Призраки шляпника", "Эдит и Марсель". В общей сложности его фильмография насчитывает более 60 ролей, а в одной из картин с его участием - "Yiddish Connection" - Азнавур выступил в качестве не только актера, но и сценариста.
В 1965 году он поставил на парижской сцене мюзикл "Monsieur Carnaval" ("Месье Карнавал"), и именно тогда публика впервые услышала, наверное, самую известную песню музыканта - "La bohеme" ("Богема"). В 1969 году Американская ассоциация авторов и композиторов наградила Азнавура специальной наградой за песню "Hier encore", а во Франции за эту композицию ему вручили La Mеdaille Vermeil.
В начале 70-ых в песнях Азнавура появляется тема проблем и трагедий людей, живущих в разных уголках Земли. Он пишет и исполняет со сцены грустные композиции "Le temps des loups" (о жестокости городской жизни), "Comme ils disent" (о гомосексуализме), "Mourir d'aimer" (мелодия из одноименного фильма о репортерах, гоняющихся за горячими фактами). За "Mourir d'aimer" композитору на Венецианском кинофестивале была вручена еще одна престижная награда - "Золотой лев".
Затем в соавторстве с композитором Джорджем Гарваренцом Шарль Азнавур берется за написание оперетты "Douchka". Со временем все чаще в его репертуаре появляются песни социального и политического характера, так, в 1975 году по случаю 60-летней годовщины армянского геноцида в Турции он создает балладу "Ils sont tombеs".
В 1988 г. после трагического спитакского землетрясения, унесшего тысячи жизней, Шарль Азнавур основал благотворительную ассоциацию "Aznavour pour l'Armеnie" (''Азнавур для Армении'') и организовал несколько акций в помощь пострадавшим. Для одной из таких акций он пригласил Анри Верно и 90 других фрацузских певцов и актеров, в сотрудничестве которыми был создан благотворительный клип на песню ''Для тебя, Армения'', проданный рекордным количеством в 2 млн. копий. В благодарность Азнавуру вручили дипломатический паспорт Республики Армения и назначили постоянным послом в ЮНЕСКО.
В 1991 году певец публикует сборник песенных текстов и короткой прозы под названием "Des mots а l'affiche". Тогда же он приобретает права на издание многих популярных французских песен, включая записи Эдит Пиаф и Шарля Трене. Однако новое амплуа - бизнесмена - не мешает ему, по-прежнему, активно заниматься творчеством. В 1997 году 73-летний Азнавур был признан лучшим певцом года во Франции и получил награду Victoires de la Musique, а в 2000 году он написал мюзикл, посвященный жизни французского художника Анри Тулуз-Лотрека. Премьера мюзикла "Lautrec" состоялась в Лондоне в апреле того же года и была очень хорошо принята критиками.
Вместе с семьей - женой и тремя детьми - он живет в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Несмотря на возраст, Азнавур продолжает работать и много ездит по миру с гастролями - когда ему исполнилось 75, он просто не смог расстаться со сценой и сказал: "Я собираюсь работать до 90 лет и умереть в 100". Что же касается его предстоящих московских концертов, то певец очень рад выступить в России, ведь, по словам Азнавура, его здесь ждет самая доброжелательная и эмоциональная публика.