Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Изобразительное искусство » Борисов-Мусатов В.Э.

 

Борисов-Мусатов В.Э.

 

 

Борисов-<b>Мусатов</b> - ВодоемБорисов-Мусатов Виктор Эльпифидорович (1870-1905)
Художник-живописец, акварелист, автор фресок. Представитель русского модерна, символист.

Борисов-Мусатов родился 1 апреля 1870 года в Саратове в семье служащего. Когда мальчику исполнилось три года произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности.

загрузка...

 

 



В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования - сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов - обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует, пишет картину "Окно" (1886).

В 1890 г. уезжает в Москву, в Училище живописи, паяния и зодчества. Через год переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.
В 1893 после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в Училище.
В картине "Майские цветы" (1894) в солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.

В 1895 уезжает в Париж, поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком.
Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.

Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном, он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.

Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, "хватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века", становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.

Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899), "Гармония" (1900). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви.

Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898-1901), "Гобелен" (1901), "Водоем" (1902), "Изумрудное ожерелье" (1903≈1904) и др.

Борисов-<b>Мусатов</b> - АгаваНачалом нового творческого этапа явилась картина "Весна" (1901). В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красном шали.

В 1901 Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине "Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры, застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
На выставке Московского товарищества художников, и которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.

Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902), в ней поэтические грезы выражены и совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешенно, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художники выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.

Весной 1903 года художник женится. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись.

Борисов-<b>Мусатов</b> - Маки в садуВ 1904-1905 гг. выполняет эскизы к декоративным росписям. Четыре эскиза "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" - объединены общим названием "Времена года". Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, не были осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества.

В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса" (1905), "Куст орешника" (1905), "Осенняя песнь" (1905); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.

В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение - большую акварель "Реквием" (1905), посвященную памяти умершего друга, Н. Ю. Станюкович. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Борисов-Мусатов В.Э.":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru