История китайской культуры охватывает долгий (5000 лет) период. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названных именами правящих династий страны.
Старые находки дотируются 3 тыс. до Р.Х. Это культурные остатки Янгшао (керамика, геометрического орнамента, объединённые (соединённые) кости, полированные каменные инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся чёрная неорнаментовая керамика (Лунгшанская культура). Начинает формироваться старейшая Китайская религия, основы которой толкуют в Янгшанской культуре.
Суть религии - обожествить явления и силы природы: солнце, луну, землю, реки и горы. Небо было главным божеством. Жертвы и молитвы относились к силам природы. Высочайшие функции жрецов относились к самому владыке.
Большую роль играл культ мёртвых. В могилы мёртвых клали много разных вещей, которые должны их провожать и охранять в загробной жизни. По разнообразным могильным остаткам можно судить о чётком классовом разделении.
16-11 век до Р. Х. - Инкский (Шангский) период. Начал формироваться старый опоясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм.
Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и деревянной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Сильно распространялись изделия из бронзы, белой глины, гравированные нефритом, инкрустированные золотом, малахитом бронзовое оружие. В Шангский (Инкский) период найдено много изделий из бронзы, особенно бытового и культурного значения, посуда, украшения с орнаментом. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие века. Простая бронзовая полуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри - иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой. Особенно были распространены образы молний и спиральных облаков, фантастических животных, изображение драконов в облаках, символизирующие могущество природных сил. По старым китайским понятиям, эти образы имели магические значения - помогали получить от духов природы хорошую погоду, дожди, плодородие.
Период династии Джоу (11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно-философского даосизма и конфуцианизма сделали большой вклад в культуру и искусство. В середине первого тысячелетия до Р.Х. сформировались основные принципы архитектуры и планирования городов. Строили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера королевства стали, объединятся в одну сплошную Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15 в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрывались соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи.
Регламент искусства существующего в конфуционистической идеологии. Художественной речью желание напомнить людям нравственность прошедшего "золотого века". Создаются конструктивные и декоративные элементы архитектурных строений (система множества кронштейнов, угловые изгибы крыш или "летающие крыши". Картины небольших форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы). Картинам характерны тесные живописные, поэзии и калиграфические связи, которых определяет декоративное кино производство, для всего искусства общии предмет - кисточка. В период Ханов распространяется керамическая посуда, украшенная геометрическим орнаментом. В этом периоде производятся позолоченные, бронзовые зеркала, шелк, производятся изделия из нефрита.
С III в., подражая буддизму, распространившемуся из Индии, появились выбитые в пещерах монастырские храмы, так же фигуры Будды. Строились деревянные храмы. На аллеях императорских кладбищ, называемых улицей душ, строились фигуры животных и др. каменные статуи. Изображены первые пейзажи, оглашены первые действия художественной теории ("Шесть животных законов", V век). В архитектуре и искусстве времён династии Тангов (618-907) известны величественные и совершенные формы. В живописи формируются новые сорта картин: портреты, олимеличны.
Так называемая пятая династия (907-960): созданы первые художественные академии, где уделяется много внимания теории и техники живописи.
Во время династии Сунгов (960-1279) в городах созданы искусственные сады и озёра, характерные скульптурные формы, привычные движение. Торжествует пейзаж.
Время молодых династов монголов (1279-1368) архитектура и искусство придерживались традиции Тангов и Сунгов. Особенных высот достигла живопись туша и пака. Скульптуры сделаны из глины, дерева, бронзы. С них были сделаны надгробные памятники первого кино императора Цин Ши Хванг-ди, армия из 7000 форм натуральных размеров 200 м.
Искусство изображения природы
В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до наших дней. Человек не только общается с природой, но и ведет с нею диалог, организует ее как режиссер, создавая новые композиции из деревьев и камней, насаждая сады, украшая реки и озера. Картина китайского художника - это не просто пейзаж, а своего рода
модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе. Художник использовал символы: квадрат - Земля, крут - Небо. Китайское искусство черпало свое вдохновение-в трех философских доктринах: конфуцианстве, даосизме и буддизме. Китайское искусство почтительно к традициям. Художники не стремятся быть "оригинальными". Напротив, они учатся своему искусству, буквально медитируя над произведениями великих мастеров прошлого. Долгие годы они учатся рисовать отдельные элементы пейзажа - скалу, дерево, облако. И только после полного овладения техникой начинают писать пейзажи с натуры тушью на бумаге или шелковых свитках.
Виртуозы фарфора
Изобретение фарфора за тысячу лет до его появления в Европе явилось революцией в истории декоративного искусства: соединяя белую глину каолин - "скелет" керамики, и полевой шпат, который, становясь прозрачным после спекания, облекает ее "плотью", китайцы получали материал абсолютно белый, просвечивающий, водонепроницаемый и очень твердый. Фарфор позволяет моделировать тонкие и прочные предметы и переносит многократный обжиг при разных температурах, что позволяет использовать несколько красок для создания рисунка на одном и том же предмете - например, на императорском фарфоре "зеленого семейства".
"Запретный город"
Китайские архитекторы использовали те же символы, что и художники: квадрат и круг, чтобы создавать общественные здания. Самые важные из них - императорские дворцы - строились из дерева, ярко раскрашивались. Фундаментами им служили искусственные террасы, сложенные из блоков спрессованной глины, покрытой белым мрамором. Но не стены несли тяжесть постройки, а деревянные колонны, установленные с равными интервалами. Китайские крыши обычно обрамлены изогнутым карнизом: кровельны