В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.
Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами "Берег моря ночью. У маяка" (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьёва, "Ялта" (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, "Старая Феодосия" (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка.
Во время итальянской командировки были написаны работы "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1842), "Неаполитанский залив утром" (1843), "Кораблекрушение" (1843). В них художник глубоко чувствует состояние природы, улавливает тончайшие нюансы в передаче цвета.
Во второй половине 1840-х годов Айвазовский с подлинным артистизмом и мастерством создает первоклассные картины "Георгиевский монастырь" (1845), "Лунная ночь у взморья. Константинополь" (1847), "Вечер в Крыму. Ялта" (1848), "Венеция" (1849). Для них характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного и солнечного света. Образ моря в картинах художника созвучен поэзии А. С. Пушкина.
В лучших романтических традициях в 1850-е годы созданы полотна "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1850), "Марина. Мельница на берегу" (1851), "Малага" (1854), "Вико близ Неаполя в лунную ночь" (1856), "Утро на берегу залива" (1853), "Итальянский пейзаж. Вечер" (1858), "Башни на скале у Босфора" (1859). Среди работ, написанных в это время, особо следует отметить "Море. Коктебель" (1853) как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.
Новым достижением в живописном искусстве явилась картина "Море. Симеиз" (1864). Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ее более холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражает богатством тоновых переходов.
С большой эмоциональностью создан грандиозный по размерам и замыслу холст "Буря на Северном море" (1865). Здесь художник вдохновенно передает пафос борьбы человека с грозной морской стихией. В это же время он пишет первоклассные работы: "Восход солнца у берегов Ялты", "Буря на океане", "Туманное утро в Италии" (все 1864).
Начиная с 1870-х годов в творчестве Айвазовского последовательно и постоянно появляются реалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традиции романтического направления. Картины "Кораблекрушение" (1876), "Восход солнца" (1870-е) - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаются реалистические и романтические черты одновременно. В произведениях "Солнечный день" (1884), "Берег моря" (1886), "Группа облаков" (1889) еще более усиливаются реалистические тенденции. Здесь нет привычных для прежних работ световых и красочных эффектов, драматических сюжетов, они выдержаны в серебристо-голубой или серебристо-серой цветовой гамме. Эти пейзажи правдивы, и в то же время, поэтичны.
Будучи живописцем Главного морского штаба И. К. Айвазовский написал замечательные полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. В экспозиции галереи представлены "Бой в Хиосском проливе" и "Чесменский бой" (обе 1848), "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями" (1892), "Осада Севастополя" (1850-е), "Малахов курган" (1893), "Приход русских войск в Феодосию в 1771 году" (1871) и другие. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений.
Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы, изображающие природу Украины. В картинах "Камыши на Днепре" (1857), "Обоз чумаков" (1862), "Во время жатвы на Украине" (1897), "Свадьба на Украине" (1890-е) художник смело пишет яркие пылающие закаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзаж жанровые сцены.
Впечатляющие картины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы: "Приезд Екатерины II в Феодосию" (1883), "Наполеон на острове Святой Елены" (1897), "Путешествие Посейдона по морю" (1894), "Встреча Венеры на Олимпе" (1895), "Переход израильтян через Чермное море" (1873), "Хождение по водам" (1873). Сюжеты этих произведений стали поводом для создания картин с изображением моря.
1890-е годы для Айвазовского были необычайно плодотворными несмотря на солидный возраст. В 1892 году он отправляется в самое далекое путешествие в Америку. После возвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину "Ниагарский водопад" (1893). В эти годы художник, как правило, создает монументальные по смыслу и размерам полотна "Прибой у крымских берегов" (1892), "Остров Иския близ Неаполя" (1892), "Корабль "Мария" во время шторма" (1892), "От штиля к урагану" (1895), "Восход луны" (1899). Они отличаются простотой композиции, отсутствием ярких внешних эффектов и сдержанностью красочной гаммы, вдохновенным реалистическим изображением моря.
В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно "Среди волн". Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.