«Не смешно, зато про войну» - фраза из бородатого детского анекдота. Не менее бородато выглядят военные блокбастеры с масштабными сценами сражений, пафосными речами и героической гибелью главного героя. Все это мы видели не раз и не два. Однако обладатель «Оскара» Сэм Мендес (Sam Mendes) наплевал на все жанровые клише и снял военный фильм, где нет ничего из вышеперечисленного. Его «Морпехи» (Jarhead) - это фильм про войну, в котором от войны осталось одно название.
Начало 90-х. Война в Персидском заливе. Молодой пехотинец Энтони Суоффорд идет по стопам своего отца, тоже военного. После небольшого курса обучения он вместе с другими новобранцами-контрактниками оказывается на Ближнем Востоке, том месте, где скрывается предполагаемый противник. Дикая жара и постоянная опасность нападения не мешают солдатам заниматься личными делами: кто-то напивается по ночам, а кто-то скучает по матерям и девушкам, оставшимся на гражданке. Кругом пустыня и ни одной живой души на десятки километров. Врага все нет и нет. И постепенно «тыквоголовые» (так любят называть себя пехотинцы) начинают изнемогать от бездействия и отчужденности. Свою войну они представляли совершенно другой.
Оба зайца пойманы и убиты. Получилось и смешно, и про войну. Начиная с цитирования классических военных драм («Апокалипсис сегодня» и «Цельно-металлическая оболочка»), Мендес выходит на совершенно новый уровень. Его жесткий ироничный взгляд на пошлую и обыденную жизнь городских обитателей, который мы увидели в «Красоте по-американски», в «Морпехах» переключился на пошлые и обыденные солдатские будни. Снаружи его героев окружает пустота пыльных курганов, а изнутри их пожирает пустота и неопределенность военной действительности. Они воюют с неизвестным противником за неизвестные идеалы, а в интервью произносят вызубренные фразы о долге перед родиной. Этим заученным отрепетированным патриотизмом они прикрывают свои реальные мысли и желания.
На самом деле молодые ребята хотят просто поиграть в войнушку, пострелять во врагов, нацепить полагающиеся им ордена, а затем вернуться в свои родные города героями и пользоваться популярностью у всех девушек в округе. Что-то подобное они не раз видели в кино и теперь воображают себя героями собственных фильмов. Спасители рядового Райана, солдаты Апокалипсиса, рыцари Джедаи, в конце концов не зря ведь один из парней надевает на себя противогаз и произносит знаменитую фразу из «Звездных войн»: «Люк, я твой отец!». Они просто мальчишки, которые хотят поиграть во взрослые игры.
Увы, в реальности все совершенно не так весело и интересно, как на большом экране. Глушь, скукота, рутина, одни и те же команды и однообразные тренировки, до серьезных сражений дело так и не доходит, а потому единственное, чем стоит довольствоваться новым «героям», - это случайный фейерверк, устроенный незадачливым постовым, и горящие нефтяные скважины. Но разве этим можно похвастаться на гражданке?
Оказывается, можно. Начинается и заканчивается картина пафосным монологом главного героя, который говорит о том, что его руки всегда помнят оружие, которое они держали. В начале фильма вы с содроганием предполагаете, что могли сделать эти руки, но в конце та же самая фраза звучит смешно и даже фальшиво. Эти руки просто держали автомат, эти слова – всего лишь слова, за этим патриотизмом нет ничего, этой войны почти не было. А что было? А был всего лишь очередной фильм про войну, снятый красиво и с большим профессионализмом. Его глубина обратно пропорциональна той бессмысленности, в паутину которой попали «тыквоголовые». И его стоит посмотреть хотя бы потому, что по какой-то счастливой случайности большие студийные боссы пропустили в большой прокат самую непатриотичную военную ленту об американских солдатах. А такое происходит нечасто.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия