Дьявол, Сатана, Лукавый – люди придумали главному отрицательному персонажу всех мировых религий множество имен, но суть его от этого не меняется. Вне зависимости от национальной специфики он всегда представляется людям вечным искусителем, подстрекателем и провокатором. В мусульманской религии ему дали звучное имя Шайтан. А вот во французском молодежном сленге слово «шайтан» приобрело новое значение: «негодяй», «бандит», «подонок». В каком же смысле оно употребляется в новом французском ужастике «Шайтан» (Sheitan), вы догадаетесь не сразу, потому что в этом и состоит главная интрига фильма.
Хотя это вовсе не идет ему на пользу.
Современный Париж. Утомленные клубной жизнью молодые прожигатели и прожигательницы жизни хотят чего-нибудь экзотичного. В поисках новых ощущений они отправляются в деревенскую глушь, где знакомятся не только с провинциальным колоритом, но и со странными обитателями забытого Богом поселения, самым ярким представителем которого является дядя Джозеф - улыбчивый усатый мужичок с демоническим взглядом. Он становится для подростков гидом по сюрреалистическому и пугающему миру французского пригорода, но на самом деле у дядюшки свои планы насчет ребят. И вряд ли они обрадуются, если узнают о его намерениях.
Этот фильм явное пытается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Стильная завязка в ночном клубе постепенно скатывается до мутного и беспросветного трэша, в грязном болоте которого фильм увязает до конечных титров. И если поначалу кажется, что режиссер играет с разными стилями, мешая в одну кучу черную комедию, подростковый триллер и демонический хоррор, то постепенно истинные намерения автора выползают наружу. На самом деле он хотел замаскировать солянку из штампов голливудских триллеров под изысканный, временами грязный арт-хаус. Не получилось. Плохая актерская игра не стала хорошим прикрытием для слабого сценария, и все сюжетные погрешности выползли наружу.
Фильм не пугает и не смешит – у зрителя он способен вызывать скорее отторжение, нежели интерес. А какие бы вы эмоции испытали, если бы полусумасшедший экскурсовод в течение полутора часов вел вас непонятно куда и непонятно зачем, а в итоге показал нечто мерзкое и невыразительное? Вот режиссер «Шайтана» - один из таких экскурсоводов. В течение всего фильма он водит вас за нос, а в итоге остается с носом сам. У него не получилось ни комедии, ни триллера, ни маломальского подобия авторского кино. «Шайтан» - это беззубая попытка снять национальный французский хоррор. Все-таки в Японии попытки переплюнуть Голливуд получаются более серьезными. И если всевозможные римейки «Звонков» и «Проклятий» уже успели нам надоесть, то эпидемия американизированных «Шайтанов» нам не грозит. В Голливуде и без этой картины такого добра хватает.
Зато Венсан Кассель (Vincent Cassel) оторвался по полной программе. За спиной у него неплохая репутация – это практически звезда номер один во Франции, причем звезда нетрадиционного для Франции кинематографа – другим словом «Необратимость» (Irreversible), «Добермана» (Dobermann) и «Читай по губам» (Sur mes lèvres) не назовешь. У вьетнамца Кима Шапирона (Kim Chapiron), севшего за режиссерское кресло, имя менее громкое (и даже очень «тихое»), а поэтому на съемках Кассель мог творить что угодно (это хорошо видно по конечному результату). Его герой – это дикий шарж выжившего из ума карикатуриста: не человек, не черт, а действительно – черт знает что. Какой-то нелепый деревенский фрик с безумным выражением лица – мастерская актерская импровизация в лучших традициях французского актера. Но даже это не спасает фильм - одним Касселем сыт не будешь.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия