«Комик делает смешные вещи; хороший комик делает вещи смешными» - сказал однажды Бастер Китон. Этот афоризм как нельзя лучше подходит режиссеру Борису Хлебникову, представившему на суд широкой публики свой новый фильм «Свободное плаванье». С первого взгляда в истории, которую он рассказывает в своей картине, мало смешного, однако, наблюдая за персонажами фильма и тем миром, в котором они живут, удержаться от смеха просто невозможно. Здесь нет шуток в привычном понимании этого слова, здесь сама жизнь показана с особой точки зрения - как нечто бесконечно глупое, смешное и нелепое.
Где-то на берегах Волги стоит маленький провинциальный город.
Жизнь там идет тихая, размеренная и до безумия однообразная. Молодой парень по имени Леня, сразу после школы устроившийся на местный завод, ведет скучную серую жизнь – днем что-то ковыряет на своем рабочем месте, вечером дерется в сельском клубе. Так бы все и дальше шло, но вдруг завод выкупают американцы, закрывают его, и все остаются без работы, в том числе и Леня. В поисках нового заработка он устраивается продавцом на рынке, потом записывается в штукатуры, а после идет в бригаду «санитаров» дороги. Помимо всего прочего у него возникает некое подобие романтических отношений с бывшей одноклассницей по кличке Свинья. Однако ничто из новой жизни не устраивает Леонида (может быть, оттого что он Заяц по китайскому гороскопу?) и парень решает отправиться в свободное плаванье. Теперь уже в прямом смысле этого слова.
Сам режиссер определяет жанр «Свободного плавания» как сельский комикс. Так и есть. Собственно, картина представляет собой череду кадров из провинциальной жизни, долгих, статичных, идеально выстроенных по композиции, связанных между собой весьма условно. Главный герой комикса немногословен, его диалоги с девушкой представляют собой набор допустимых сочетаний слов «че», «это» и «типа» и не длятся более половины минуты.
Так что, если бы Хлебников действительно стал во всем следовать комиксной стилистике, у него бы не ушло много времени на рисование «облачков» для текста. Главным рассказчиком здесь является камера – интересные ракурсы, детали, крупные планы. Ну а за героев многое говорит их внешность, кастинг просто потрясающий: чего стоит один человек-пестик из ремонтной бригады – такое впечатление, что он родился уже в спецодежде и с «долбилкой» в руке. Или, к примеру, все та же романтическая героиня (весьма условная характеристика, надо заметить) – таких принцесс, матерящихся через слово, в кино редко встретишь.
Впрочем, экзотичными эти персонажи и ситуации покажутся лишь жителям крупных городов, никогда не бывавших за пределами многоэтажных джунглей. «Свободное плавание» - это картина ни много не мало о том, как живет, а точнее существует большая часть нашей страны. Столичный прищур, конечно, присутствует, но это не мешает фильму быть вполне реалистичным отражением провинциальной России.
Кто-то скажет, что Леонид – типичный представитель своего маленького мира, слабый и безвольный неудачник, не имеющий цели в жизни. Совершенно несправедливое мнение – если бы он ничего не делал, ему вряд ли посчастливилось стать главным героем. В отличие от своих сверстников, пьющих пиво под заборами и ожидающих призыва в армию, он пытается чего-то достичь. Он не знает, что именно ему нужно, но он ищет. Действует на ощупь, наугад, но действует. Он не тонет в вязкой тине повседневности, он действительно отправляется в свободное плавание и находит в нем себя.
При всей социальной злободневности фильм вышел на редкость смешным. Причем автор не пытается развлекать нас надуманными гэгами, а показывает жизнь такой, какая она есть. К черту комедии положений, комедия жизни куда смешнее – этот юмор честнее и куда естественнее. Впрочем, понять его сможет далеко не каждый, фильм – на любителя. И в первую очередь на любителя неторопливого авторского кинематографа. И слава Богу, таких становится все больше, иначе «Свободное плавание» не дошло бы до кинотеатров.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия