Театр Диониса в Афинах |
Постепенно растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились постепенно от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.
Правда, в отличие от современных театралов, им было сложнее всецело отдаваться любимому занятию – в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.
А сами театральные фестивали стали проходить всего три раза в год – во время праздников в честь Диониса, бога вина и покровителя театрального искусства. Но во время фестиваля наслаждаться можно было, в прямом смысле, целый день – несколько дней подряд представления давались с раннего утра и до позднего вечера.
Театр Диониса в Афинах |
К празднеству относились очень серьезно – драматурги готовили свои новые произведения, специальное жюри оценивало спектакли и выбирало лучшую драму, а после фестиваля имена авторов, названия пьес и занятые ими места выбивались на мраморных досках.
Одеон Ирода |
Пожалуй, наиболее полно нам известны подробности театральной жизни Афин. У подножия Акрополя, с южной его стороны, находился центр поклонения Дионису. Здесь сохранились остатки большого жертвенника, два храма, построенных в 5–6 в. до н.э. и посвященных Дионису, и, конечно же, театр (4 в. до н.э.). Именно на его сцене впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и других знаменитых афинских авторов.
По своему устройству, как и любой другой античный театр, он напоминает открытый стадион – зрительские ряды полукружиями поднимаются вверх по склонам от орхестры — площадки, где происходило действие. На передней стороне сцены хорошо сохранились скульптурные изображения различных событий из жизни Диониса. Театр был рассчитаны практически на все население города и вмещал до 17 тысяч зрителей.
Одеон Ирода, колоннада |
Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актеров (а на первых порах – и вовсе один человек в сопровождении хора), да и их возможности были сильно ограничены – лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики.
Одеон Ирода |
Недалеко от театра Диониса находится Одеон Ирода Аттику, построенный в 161 г. до н.э. для представления музыкальных концертов и драм. Сегодня он отреставрирован и летом, в период Афинского фестиваля, в нем проходят постановки древнегреческих драм, как и две тысячи лет назад. Театр вмещает до 5000 зрителей.
У его восточной стороны начинается колоннада Эвмениды длиной 163 м. Она была построена во 2 в. до н.э. большим ценителем искусства царем Пергамы Эвмениосом и служила убежищем для зрителей на случай плохой погоды.
Храм Зевса |
Колоннада была двухэтажной и протягивалась до расположенного неподалеку Одеона Перикла – квадратного зала для музыкальных представлений.
В V в. до н.э. празднества в честь главного божества – покровителя города стали рассматриваться скорее как демонстрация силы и богатства полиса, чем как религиозное действие – во время их проведения все большее внимание уделяется театральным представлениям и гимнастическим состязаниям.
Храм Зевса |
Такими празднествами стали Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии - в честь бога виноградарства и вина Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного божества Зевса, Пифийские празднества в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские - в честь морского бога Посейдона.
Храм Гефеста |
Самые знаменитые из них - Олимпийские игры, состязание атлетов в которых первоначально было лишь традиционной частью культа в честь Зевса. Верховный бог неба, грома и молнии очень почитался в Афинах – именно ему посвящен самый большой по своим размерам храм Древней Греции, расположенный юго-западнее Акрополя.
Возведение величественного сооружения началось в 530 г. до н.э., а закончилось только во II в. до н.э. В наши дни храм Олимпийского Зевса обычно называют просто "Колоннами" - от всего здания со 104 колоннами на сегодня сохранились только 16, одна из которых в упавшем положении.
Уже с VI в. до н.э. религиозные церемонии в честь божества стали восприниматься только как своего рода вступление к главному действию - к спортивным состязаниям. При этом даже театральные постановки были отодвинуты на второй план.
Храм Гефеста |
Стадион Панафинаикос |
Место спортивных состязаний в жизни греков можно проиллюстрировать следующим интересным примером: к западу от Акрополя, на невысоком Рыночном холме, расположен самый сохранившийся древнегреческий храм постройки 450-440 гг. до н.э. (Согласно одной версии – он посвящен богу огня и кузнечного ремесла Гефесту и Афине-Труженице. По второй версии - храм был посвящен героическому царю Тесею и другое его название – Тесейон.) Главным же украшением храма являются метопы с изображением спортивного состязания Тесея и Геракла.
Как театры и одеоны, так и стадионы древние греки строили на склонах холмов или гор, расположенных вблизи городов. Именно так построен и стадион Панафинаикос, возведенный во времена архонта и ритора Ликургоса в 330 году до н.э. Первоначально все сооружение было деревянным. Во времена Римской империи, примерно в 140 году до н.э., стадион был отстроен заново из пентельского мрамора великим благотворителем Афин Иродом Аттику. Позднее стадион был разрушен, а его мраморная отделка похищена и превращена в известь.
В 1894 году другой национальный благотворитель Георгий Авероф полностью восстановил мраморную отделку стадиона. Беговая дорожка стадиона имеет длину 204 метра и ширину 33,36 метра. Именно здесь были проведены первые Олимпийские игры в 1896 году, которые были организованны французским общественным деятелем бароном Кубертеном. Стадион, которому больше двух тысяч лет, легко вмещает 60.000 человек.