Обычно британский юмор ассоциируют с добродушным толстячком Бенни Хиллом (Benny Hill), но сами британцы, а именно – самая продвинутая часть туманного Альбиона – называют лучшими представителями английского юмора комик-группу «Монти Пайтон» (Monty Python). Одним из ее участников был Терри Гильям (Terry Gilliam). В те времена, когда эксцентричные ребята были на пике популярности, никто и предположить не мог, что человек, рисующий абсурдистскую анимацию и исполняющий комические роли в небольших эпизодах, в начале нового тысячелетия войдет в список самых значимых режиссеров современности.
Вспоминая о «Летающем цирке Монти Пайтона» (Monty Python's Flying Circus), многие ошибочно воспринимают Терри Гиллиама, как британского режиссера, покорившего Голливуд. На самом деле он американец, родился в Миннеаполисе, штат Mиннесота 22-го ноября 1940 года.
После окончания школы поступил на факультет политологии Западного Колледжа в Лос-Анджелесе.
В студенчестве Гиллиам любил рисовать комиксы и иллюстрации для журналов «Mad» и «Help!». В последнем из них Терри проработал три года, где познакомился с британским журналистом Джоном Клизом (John Cleese), своим будущим соратником по труппе «Монти Пайтон». Окончив университет, он отправился служить в Национальную гвардию, а в конце службы ему в голову пришла идея перебраться из Америки в Европу, более благодатное, по его мнению, место для искусства.
Именно там, в Лондоне и началась его кинокарьера. В 1969 году вместе с Эриком Айдлом (Eric Idle), Майком Палином (Mike Palin), Грэмом Чепманом (Graham Chapman) и Тэрри Джонсом (Terry Jones) он создал творческую группу «Монти Пайтон». Их первый проект получил название «Летающий цирк Монти Пайтона» – юмористическое телешоу, отличающееся особым сарказмом, черным юмором и даже сюрреалистическими экспериментами. Гиллиам выступал в качестве актера, композитора, художника-декоратора и мультипликатора.
Эксцентричный юмор «Монти Пайтона» сделал парней популярными не только в Англии, но и за пределами страны. Они активно гастролировали. Не меньшей популярностью пользовались и их полнометражные работы «Монти Пайтон и Смысл жизни» (The Meaning of Life), «Житие Брайана по Монти Пайтон» (Life of Brian), а так же «Монти Пайтон и Священный Грааль» (Monty Python and the Holy Grail), где Терри Гильям впервые попробовал себя в качестве режиссера.
Его первой самостоятельной работой стала картина «Джабервокки» (Jabberwocky, 1977) – комедия ужасов, разворачивающаяся в средневековом антураже. Сугубо авторская экранизация произведения Льюиса Кэрролла продемонстрировала большую любовь Гиллиама к сказочным мотивам (в детстве он обожал рисовать сказочных героев) и его необычный юмор в сочетании с оригинальными визуальными решениями.
Продолжая сотрудничать с «Монти Пайтон» он делал все новые и новые самостоятельные шаги в кинематографе. Картина «Бандиты времени» (Time Bandits, 1981) рассказывала об удивительных приключениях во времени парня по имени Кевин. С помощью волшебной карты в компании шести карликов Кевин путешествует по разным эпохам, где встречается с Наполеоном, Робин Гудом и царем Агамемноном. И снова: буйство красок, юмора и виртуозная операторская работа – все то, на что делает ставки Гиллиам, начиная еще с опыта «Монти Пайтон». Этими двумя фильмами заявил о себе, как о самобытном режиссере, обладающем собственным стилем и философией. Но для настоящего триумфа ему нужен был шедевр.
Такой шедевральной работой стала для Терри Гиллиама «Бразилия» (Brasil, 1985). Антиутопия, впитавшая в себя поэтику романов «1984» и «Дивный новый мир», рассказывала о тоталитарном обществе будущего. Трагедия маленького человека, страдающего под гнетом всемогущей политической машины, стала одной из ключевых картин 80-х годов. Она выдвигалась на «Оскар» в номинации «лучший сценарий», а в 1995 году получила награду от лосанжелесской ассоциации кинокритиков. Таким образом, получилось, что режиссер, живущий в Лондоне и продолжающий традиции британского кино, сотрудничал с американскими компаниями, снимая фильмы на бюджеты с голливудским размахом и соответствующими рекламными кампаниями.
К тому же главные роли в его новых фильмах исполняли американские звезды первой величины. В фильме «Король-рыбак» (The Fisher King, 1991) играют Джефф Бриджес и Робин Уильямс, а главные роли в «Двенадцати обезьянах» (Twelve Monkeys, 1995) исполняет мега-звезды Брюс Уиллис и Брэд Питт.
Но самым знаковым фильмом Гилиама 90-х стала картина «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998), основанная на одноименном романе Хантера С. Томпсона. Двухчасовая экранизация наркотического трипа, происходящего на грани эйфории, депрессии и паранойи, была встречена критиками неоднозначно. «Лучше самому принимать наркотики, чем смотреть на то, как это делают другие» - было написано в одной рецензии. Однако истинные поклонники называют фильм одним из лучших у Гиллиама. Здесь есть все: великолепная игра Джонни Деппа (Johnny Depp) и Бенисио дель Торо (Benitio Del Torro), визуальная феерия в лучших гиллиамовских традициях, а некоторые сцены вошли в лист лучших сцен мирового кинематографа.
После этого в жизни Гиллиама началась черная полоса. Съемки его экранизации похождений Дон Кихота постоянно прерывались по самым разным причинам, и на целых семь лет имя режиссера исчезло с афиш. В 2005 году он вернулся. Но его новая работа «Братья Гримм» (The Brothers Grimm) - фантазия на тему биографии великих сказочников неприятно удивила скупым визуальным решением и отсутствием типичного для Гиллиама «запредельного» юмора. Это объясняется тем, что фильм давался автору нелегко, постоянные разногласия с продюсерами – братьями Вайнштейнами (Bob and Harwey Weinstein) – ограничивали творческую свободу режиссера. В итоге многие сцены и шутки были вырезаны, а Гиллиам зарекся, что больше никогда не будет сотрудничать с компанией «Miramax».
Но все же можно говорить, что для фанатов Терри Гиллиама настали светлые времена. В 2006 году в широкий прокат выходит его новый фильм «Страна приливов» («Tideland») и, по словам тех, кто уже успел посмотреть эту картину, режиссер, освобожденный от продюсерского гнета, отрывается по полной программе. И это что-то значит. Все в кинотеатр!
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия