Многие культовые кинодеятели успели породить за собой целую плеяду последователей. Главным феноменом 90-х была армия режиссеров, носящих марку «пост-Тарантино». Картина «И все осветилось» с подающим большие надежды актером Элайджей Вудом (Elijah Wood) в главной роли заявляет новый кино-жанр, который можно обозначить как пост-Кустурица. Если бы знаменитый режиссер родился не югославским мусульманином, а украинским евреем, то он снимал бы именно такое кино. Фильм Лива Шрайбера (Liev Schreiber), снятый по мотивам одноименного романа Джонатана Сафран Фоера (Jonathan Safran Foer), очаровывает ярким национальным колоритом и удивительной живостью характеров людей, проживающих на постсоветском пространстве.
Молодой американский еврей Джонатан разыскивает женщину, которая во времена Второй Мировой Войны спасла его дедушку от нацистов. Все, что он знает – это то, что живет она в украинском местечке под названием Трачимброд. В Львове Джонатан находит двух предприимчивых проводников – полусумасшедшего деда и его безбашенного внука, согласившихся помочь ему за деньги. Сначала они не очень хорошо срабатываются – пропасть между их культурами слишком велика, но долгие поиски затерянной с военных времен деревни сближают путешественников.
При всей гротескности персонажей и гиперболизированной картине украинского быта в картине есть особая искренность, заставляющая поверить в историю, происходящую на экране. Возможно, во многом здесь заслуга первоисточника, но, когда после истерического хохота у вас на глаза совершенно внезапно накатываются слезы, вы не можете сказать: «Не верю». Режиссер проворачивает со зрителем искусную махинацию, начиная фильм как развязную комедию, а затем незаметно подменяя ее серьезной драмой. Назовем это «эффектом Кустурицы». Характеры, по началу смахивающие на живые карикатуры, постепенно приобретают целостность и глубину, а сюжет о забавных приключениях иностранца на Украине перетекает в душещипательную историю о войне, памяти и великой трагедии, нанесшей незаживающую рану на многие поколения людей.
Это картина не только о диалоге культур – украинской и американской, русской и еврейской, но и диалоге поколений. Развязный молодчик Алекс, типичный представитель украинской шпаны в характерной кепке и спортивном костюме, оказывается на деле не таким грубым и поверхностным, как можно судить по первому впечатлению. А скверный и постоянно ворчащий дед, похожий на сумасшедшего, вдруг оказывается человеком, причастным к страшным событиям прошлого - тем самым, которые и привели героя Элайджи Вуда в место, забытое и богом, и людьми. Память прошлого, «светом которого освещена вся наша жизнь» (цитата из фильма), неожиданно сближает трех незадачливых путешественников друг с другом и педантичные замашки Джонатана, уже не кажутся проводникам такими нелепыми, как в первый день их знакомства. Да и сам Джонатан, изначально увидевший в своих помощниках придурков и антисемитов, к концу фильма смотрит на них совсем по-другому.
Удостоившийся одной из наград Венецианского кинофестиваля 2005 года фильм «И все осветилось» в целом был незамечен массовой публикой. Возможно, многие так и не увидят его, пропустив тем самым одну из лучших ролей Элайджи Вуда и один из лучших кадров года, когда Алекс идет через огромное поле, усеянное подсолнухами к одинокому дому, на крыльце которого сидит одинокая женщина. Но самое печальное в том, что многие не испытают той тоски и сострадания, которое охватывает зрителя, когда женщина пятьдесят лет жившая в одиночестве, вдалеке от мира и цивилизации, спрашивает у прибывших к ней путников: «Скажите, а война уже закончилась?». И все освещается…
Интересные факты:
- 29-летний автор романа «И все осветилось» Джонатана Сафран Фоер мельком появляется в фильме – это человек, который пишет названия глав, на которые разделена картина.
- Евгений Хатц (Eugene Hutz), исполнивший роль Алекса родился на Украине. Он же является фронт-мэном достаточно популярной (в узких кругах) панк-группы «Gogol Bordello» (Бордель Гоголя)
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия