Еще бы! Ведь речь вдет... о слоне. Слон-художник? Не может быть!
А вот и может. Американский писатель и ученый Джеймс Эхманн в соавторстве со смотрителем за животными Девидом Гаква попытались доказать это в своей книге «Исследования художественных способностей слонов». Итак, слон может рисовать, причем как и любой художник, делает он это карандашом и кистью. И получается? А давайте посмотрим.
Однажды авторы книги показали художнику-профессионалу из Сиракуз (есть такой город в США), профессору живописи, известному эксперту по абстрактному импрессионизму Джерому Уиткину несколько рисунков. Уиткин был ими просто очарован! «Эти рисунки очень лиричны и очень, очень красивы, — сказал эксперт. — Они настолько жизнеутверждающи и насыщены энергией, что это потрясает!» И еще: «От своих студентов я не могу добиться подобного заполнения пространства». Вот так вот.
Как вы уже догадались, профессор остался доволен работами художника-слона. Точнее, их выполнила азиатская слониха Сири, живущая в сиракузском зоопарке «Барнет-парк». А было ей тогда 12 лет. Весила юная леди около 3800 килограммов и ростом была примерно 2,4 метра. Так что художник действительно был крупным. Тут уж не возразишь. И что же сказал эксперт, узнав, кто является автором картин? «Я считаю, что очень хорошие рисунки могут быть созданы любыми художниками, независимо от расы, происхождения и даже веса».
Кто же научил Сири рисовать? А никто. И тут возникают интригующие и сложные вопросы о природе изобразительного искусства и наличии у животных умственных способностей. Ну, например: наличии у животных умственных способностей. Ну например, не научились ли наши далекие предки рисованию... у слонов того периода?
Сири появилась в «Барнет-парке» в 1970 году в возрасте двух лет. Ее поймали в джунглях Таиланда. В зоопарке никто не заметил, когда именно это юное дарование начало рисовать. И только штатный зоолог Дон Мур в начале 1976 года обратил внимание на какие-то странные линии, нацарапанные на бетонном полу ее загона. Любопытно: большинство своих рисунков слониха делала по ночам камнем, который держала в хоботе. Надо бы обратить на это внимание специалистов, подумал Мур, но к кому именно следует обратиться, не знал. Зато это сделал Девид Гаква, когда в 1980 году пришел работать в зоопарк смотрителем. Правда, сделал он это не сразу, а после серии самостоятельных экспериментов.
Однажды Девид захватил с собой альбом для рисования и толстый карандаш, которым обычно пользуются плотники. Сири внимательно осмотрела карандаш, держа хоботом, потом почесалась им и попробовала на вкус. Гаква установил кончик карандаша на бумаге, Сири начала им двигать, увидела, что карандаш оставляет след графита, и это ей понравилось.
А вскоре появилась и первая картина: какое-то соединение из плавных кривых и прямых линий, окружающих грушевидную фигуру. Конечно, работу нельзя еще было признать гениальной, но все же...
В последующие два года Гаква регулярно снабжал слониху карандашами, кистями, красками и бумагой. Он садился перед Сири скрестив ноги, и клал на колени альбом. Сири усердно заполняла страницу за страницей рисунками и скоро их число перевалило за 200!
Вначале Гаква как-то не задумывался, а зачем, собственно, он все это делает? Использование орудий труда как доказательство отделения Homo sapiens от прочих живых существ давно уже отвергнуто учеными. Позднее таким доказательством стали считать появление речи у мыслящих существ. Но и от этого аргумента пришлось отказаться, когда шимпанзе продемонстрировал свою способность к общению с человеком не только с помощью жестов, но и слов. Художественный эксперт Виктор Лоуэнфелд, автор книги «Ваш ребенок и его художественное искусство» писал в 1961 году: «Одно из самых важных отличий человека от животного состоит в том, что человек может что-то создавать, а животное — нет».
Так вот: Сири опровергла и это утверждение. Создание каждого рисунка занимает у нее, правда, не больше минуты. И вряд ли она вкладывает в них глубокий смысл. Да и зачем? Все осмыслят специалисты. Как только Сири отрывала от бумаги карандаш или кисть, Гаква считал: работа закончена. И никаких переделок! Это не допускалось. Он давал (вернее, подсовывал слонихе новый лист — и начиналось новое произведение. И все же (это было совершенно ясно) потребность рисовать у Сири была естественной. За выполненную работу «платы» не полагалось.
Однажды Эхманн и Гаква услышали от Стива Маккаскера из Вашингтонского зоопарка следующее: «Должен вам сообщить, — сказал Стив, — что в нашем зоопарке слоны тоже рисуют. Поэтому не думайте, что вы открыли что-то необыкновенное». Сенсации не состоялось. Исследователи, наблюдавшие за слонами в дикой природе, в свою очередь также сообщили о поведении этих животных, напоминающем поведение Сири. Так, Джон Айзенберг из Флоридского университета, изучающий слонов в Шри Ланке, писал: «Мы видели на песке следы, похожие на абстрактные рисунки, но никто из нас не уделил им сколь-нибудь серьезного внимания. Мы только подумали: вот здесь забавлялся какой-то слон».
Рисунками слонов заинтересовались многие ученые. Аллен и Беатрис Гарднер, первые ученые, изучавшие «язык» шимпанзе, понимали, что рисунки Сири — это выражение ее интеллекта. Другой ученый, Майкл Фокс, директор американского Гуманитарного общества, был просто поражен работами Сири: «С точки зрения науки, ее рисунки — большой шаг к признанию сознания у животных и к изучению особенностей их поведения», — сказал он. Любопытно: некоторые исследователи даже питают надежду: обучить слонов писать не абстрактные картины, а картины окружающего мира. К этому, в частности, склоняется сотрудник Калифорнийского университета Рон Шастермен, использующий язык жестов в общении с морскими львами.
Но являются ли рисунки Сири доказательством ее художественных способностей? Основываясь на описаниях Гакви, некоторые эксперты считают, что рисунки можно отнести к области искусства. «То, что творения Сири вполне рационально расположены на каждой странице альбома, и то, как она их «завершает», очень впечатляет, — говорит психолог Дьюэн Рамхаигх из Института приматов (Атланта, штат Джорджия). — Вполне вероятно, что она обладает каким-то художественным чутьем и чувством формы».
Замечено, что художественные способности Сири постепенно развиваются, и ее «произведения» становятся более зрелыми. Когда три ее рисунка были показаны Говарду Гарднеру, специалисту по детскому творчеству, и его коллегам, они точно определили, в какой последовательности были выполнены рисунки (даты работ Сири им не были известны). А когда некоторые из ее картин и рисунков были посланы Уильяму де Коонингу, крупному специалисту в области абстрактного искусства, он, посмотрев, дал им высокую оценку. Только после этого ему сообщили, что их автором является слон. Но своего мнения Коонинг не изменил. «Это чертовски талантливый слон», — сказал он.
Ну что тут можно добавить? Или следует поставить под сомнение абстрактное искусство как таковое, или признать Сири абстракционистом и принять ее в какой-либо союз художников.