Когда меня впервые наградили почетным званием: "тетка", я была минимум - обрадована, максимум - обеспокоена. У сестры роды прошли довольно тяжело и не без последствий. Племяша пролежал в больнице месяц и по выписке весил на килограмм меньше, чем по рождению. Понятно, что подобные проблемы не могли оставить равнодушными ни семейство, ни, тем более, родителей. Помню, как мы все переживали за маленькое существо, что буквально боролось за свою жизнь, и выстояло в сией схватке, несмотря на все прогнозы.
Естественно, что последующие годы сестра даже не говорила о возможности родить еще одного ребенка, а уже имеющийся пользовался всеобще-всеоблемлещей любовью и нежностью. После того, как страхи и воспоминания улеглись, она решилась уступить желанию воспитать дочку, что развязало руки всем, кто мечтал дарить куклы и завязывать бантики, а мне понадеяться на игры в "дочки-матери" вместо обычных моих развлечений с "маленьким бандитом", когда по квартире носятся два сумасшедших - великовозрастный и мелкий - с криками: "Сдавайся! бах-бах-бах!" - и ружьями-пистолетами во всех возможных местах. Хотя, когда я впервые увидела маленький и крикливый комочек, не могу сказать, что была в восторге. Но по мере своего взросления крестник-племянник пленил мое сердце и заставил-таки ползать по коврам с поднятой пятой точкой, проводя "ралли", не уступающие "Формуле-1".
Нельзя сказать, что свои отношения с "ребенком" я не строила по книжкам "Детской психологии", чаще по жизни руководствуюсь интуицией, но иногда и у меня, и у родителей, естественно, возникали "затруднения" в воспитании. Сейчас чудо-чаду - пять, и это "атомное создание", не переставая удивлять, иногда заставляет задуматься над многими вопросами, на которые порой очень сложно дать верный ответ.
Свои "секреты" по завоеванию любви и дружбы чудо-чад хочу выдать всем интересующимся, особо теткам - дядькам.
Для гармоничного развития ребенка игра не менее важна, чем еда, питье и чувство защищенности. Игры приносят ребенку радость, обогащают его знаниями, развивают умения и навыки, будят его фантазию. Поэтому, когда тебе дают в руки автомат или машинку не стоит говорить, что у тебя нет настроя или надо писать курсовик. Берешь автомат и носишься по квартире с воплями и криками. А если гневные родители решат, что подобная "игра" не позабавит соседей снизу, то твоему племяше очень понравится совместное стояние в "наказанном" углу, в качестве лиц нарушивших общественный порядок. Малыш будет в восторге от твоей солидарности, а во-вторых, у него не возникнет обиды за то, что виноваты оба, а расплачивается он один.
Ребенок интересуется буквально всем, и если не ограничивать различными запретами его естественное любопытство, он может научиться очень многому. Не надо бояться, что ребенок создаст беспорядок в доме, главное - не подавить его тягу к знаниям. Различать цвета, считать до дести можно начинать с самого раннего возраста. Сначала он будет путаться, и выдавать что-то в роде: "Какая травка синенькая, как пожарная машина", но постепенно научится выделять не только цвета, но и оттенки: "Это не желтый, как солнышко, а как апельсин".
Опять же очень важно, наряду со своими зверюшками и кубиками, позволять ребенку знакомится также с кастрюлями, крышками, пластмассовой посудой, бумагой, пустыми пластиковыми бутылками и многими другими безопасными бытовыми предметами. Мой двоюродный брат играл только кухонными принадлежностями, а теперь варит такие супы, что никто в семействе не в состоянии посоревноваться.
По мере накопления опыта ребенок на третьем году жизни уже не просто копирует внешнюю форму определенной деятельности взрослых, но все больше постигает и воспроизводит ее содержание. Он купает свою куклу, укладывает спать или сам превращается в "шофера ", "строителя" и др. Поначалу это - простые формы игры, но позднее, когда ребенок начинает ходить в детский сад, характер игр все более приближается к действительности, количество ролей увеличивается в зависимости от того, что нового малыш узнал об окружающем его социальном мире. Особенность ролевых игр состоит в том, что ребенок мысленно перевоплощается в другого человека и соответствующим образом действует.
Как раз на днях получаю письмо от сестры о том, что мой крестник уже вполне благополучный жених какой-то Маши из его детсадовской группы. Когда впервые прозвучала фраза: "У меня будет невеста!", кто-то из моих подруг проронил: "Коль, да сколько у тебя их будет! Невест и девчонок!". Настроенный на "правильные" мысли, ребенок без запинки ответил: "Девчонок у меня будет много, а невеста - одна!" - а, получив одобрительный кивок любимой тетки, добавил: "Это будет наша с Женей подруга Тома!" (имелась в виду моя подруга, которая возится с ним не меньше, чем я и которую он обожает). Замечу сразу, что акцентировать его на этом "нереальном" выборе, переубеждая и доказывая обратное, не имеет смысла. Он просто заявит, что "хочет только ее" и твои знакомые будут еще долго вспоминать сей смешной эпизод.
Ведя себя по-взрослому, дети копируют все, что успели "схватить" и услышать. Недавно я приезжала в гости к сестре и когда вечером собиралась к друзьям, сначала дала племяннику полный отчет о том, куда, к кому, зачем я иду, во сколько вернусь и буду ли вообще ночевать.
Дети обожают, когда им читают книжки, не только на ночь, но и в течение дня. Если малыш просит тебя почитать ему сказку, попроси выбрать ту, которую он больше всего любит - это очень ценный показатель социальный ориентации ребенка в будущем. Когда у своего преподавателя-психолога мы выпытывали, как лучше определить, кем станет любимое создание, он ответил кратко: "Если ваша дочь любит "Золушку" - это признак особы, которая добьется упорным трудом и награды (в качестве "королевства"), и принца. Кстати, ориентировать "правильно" очень важно с самого начала и не только книгами. Телевидение и радио - опиум для народа не меньший, чем религия по Марксу. Приготовься как-нибудь услышать: "Ну что, может на Баден-Баден" или "Целуй меня везде - 18 мне уже!". Постарайся привлекать его внимание к программам для детей, а не для взрослых, чтобы он не задавал лишних вопросов, после совместного просмотра фильма "после 16 и старше": "А почему у этого дяди три жены? Одну он целует, с другой он дома, а еще одна на работе?".
Если в семье предполагается появление еще одного ребенка необходимо в середине срока беременности, когда живот матери начинает заметно округляться и уже ощущаются движения плода, ребенку рассказать, что в семье скоро появится маленький. Ребенку надо объяснить, что он тоже был таким маленьким у мамы в животе, а потом появился оттуда и все очень обрадовались, что в семье появился ребенок. "Теперь ты уже большой, и у нас снова появится маленький, которому мы все будем очень рады, и которого все будут любить как тебя". Когда Кольку спрашивали: "Кого он больше хочет: мальчика или девочку?" он отвечал: "Не хочу ни мальчика, ни девочку! Хочу лялю!". Когда появилась Катюша на вопрос: "Ну, как тебе сестренка?", он обрадовано сказал: "Она такая, как я и хотел!". Очень важно не разочаровать ребенка появлением другого, да еще и не того пола, что ему хотелось. Он должен привыкнуть к переменам в семье, перестроиться. Но и родители должны учитывать новую ситуацию и не требовать от старшего ребенка слишком многого: "Помолчи, пожалуйста! Ты же видишь, что я занята с маленьким!", "Не трогай малыша!" Подобное обращение ранит ребенка, поэтому многие дети начинают вести себя агрессивно: швыряют игрушки на пол, разбивают их, рвут книжки с картинками и т. д.
Описанное выше, лишь в малой степени отвечает всем возможным ситуациям и случаям. Главное, что следует помнить - дети ничего не забывают, и если ты что-то обещаешь - надо обязательно исполнить, иначе ребенок не будет верить твоим словам, и ты никогда не завоюешь его расположения.
Евгения Суворова20.11.01
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру